
Сегодня 18 марта. День воссоединения Крыма с Россией и Обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.
О духовном смысле праздника — протоиерей Владимир Кашлюк.
Сегодня крымчане, независимо от своего национального или религиозного происхождения, благодарят Бога за благоденственную и мирную жизнь на нашем благословенном Крымском полуострове. А для верующих православных христиан этот день, 18 марта, является действительно днем праздничным, поскольку мы молитвенно вспоминаем 29-ю годовщину со дня обретения целебных и нетленных мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Крымского, врача и чудотворца, который является нашим небесным покровителем. И, как мы верим, святитель Лука вместе со всеми святыми земли Таврической как раз и вымолил мирную и благоденственную жизнь на нашем Крымском полуострове. День воссоединения Крыма с Россией — это не только возвращение в родную гавань, это восстановление исторической справедливости. Мы сегодня благодарим Бога за его божественный промысл, который, по слову святителя Филарета, митрополита Московского, зло пресекает и направляет к добрым последствиям. Крым — это колыбель православия, это южный форпост Святой Руси, это образец единства, мира и процветания.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 марта. Патриаршая проповедь перед отпеванием схиархимандрита Илия (Ноздрина)
18 марта в Свято-Введенской Оптиной пустыни Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин отпевания почившего 15 марта схиархимандрита Илия (Ноздрина).
Перед отпеванием своего духовника и друга Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь у гроба покойного, в которой сказал:
Жизнь отца Илия должна и нам с вами помочь понять: А вообще, что такое приближение к Богу? Что такое святость? Что такое благочестие? Это в первую очередь способность, сохраняя сильную веру, любить других людей. Не той любовью, которая сопровождается какими-то эмоциям, а той любовью, которая несет в себе только добро по отношению к людям. Если не впадая ни в какие эмоциональные состояния мы исполнены доброжелательности к человеку, нам с ним легко и ему с нами легко — вот это и есть любовь. Она всегда споспешествуется делами. И такой любовью было наполнено сердце этого молодого человека, Алеши Ноздрина, которого мы тоже все в ответ на его эти теплые чувства, его искренность любили. Потом последовали важные события в жизни Алеши. Он был пострижен владыкой Митрополитом. Ну а потом владыка избрал отца Илия на очень ответственное послушание. В то время светские греческие власти, исполняя волю заокеанских хозяев, делали все для того, чтобы порвать связи России с Грецией. В первую очередь с Афоном. Потому что через эти связи России с Грецией, с Афоном, со святыми местами Восточного Средиземноморья осуществлялось то, что было противно замыслам тех людей, которые боролись с нашей страной. И вот эта духовная связь, она вызывала раздражение у тогдашних властителей западного мира. И поэтому многие усилия направлялись на то, чтобы разрушить духовную связь тогдашней России с братскими поместными православными церквами. И это коснулось Афона. Был запрет на приезд послушников, иноков на Афон. Запрет на постриги на Афоне. И Афон стал сокращаться, трагически сокращаться. И неизвестно, чем бы кончилась история Русского монастыря на Афоне. Скорее всего, он бы перестал быть действительно местом паломничества для русских людей если бы не историческое участие в судьбе Афона владыки Митрополита Никодима. Ему удалось переломить всю эту опасную тенденцию и добиться того, что монахи из России получали право поселиться в Святом Пантелеймоном монастыре. Вот среди таковых был и отец Илий. И он внес свой очень важный вклад в укрепление монашеской жизни на Афоне. Он стал действительно любимым духовником, пастырем для иночествующих. Человеком, сохранявшим живую связь с Родиной, с Матерью-Церковью, никогда не отказывавшийся от этой связи, никогда не изменявший любви к своему Отечеству и к своей Церкви. И Господь провел отца Илия через трудные обстоятельства, связанные с пребыванием на Афоне. Но он эту часть своего жизненного пути прошел очень достойно. А потом, вернувшись на Родину, стал смиренно совершать свое иноческое служение никогда не стремясь достигать какого-то высокого положения в Церкви. Его жизнь, его служение сопровождалось смирением и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 марта. О значении пророчества из 10-ой главы Книги пророка Исайи

В 10-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее?»
О значении пророчества — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Недаром пророка Исайю называют пятым Евангелистом. Его слова замечательно раскрываются в Новом Завете. Так апостол Павел уже для нас повторяет ту же мысль: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его, зачем ты меня так сделал?». Тем самым учитель язычников определяет правильное положение человека. Бытие иерархично, поэтому человек, как сотворенное Богом существо должен понимать, где его место в мироздании. Я бы и назвал это смирением. Ведь смирение — это открытие правды Божьей о себе. Какие мы на самом деле? Святитель Григорий Богослов рассуждает о человеке, который находится между ангелами и этим вещественным миром, занимает середину между величием и низостью. Один и тот же есть дух и плоть. Дух ради благодати, плоть ради превозношения. Дух, чтобы пребывать и прославлять благодетеля, плоть, чтобы страдать и страдая припоминать и поучаться сколько ущедрен он величием. Правильное представление человека о себе открывает ему путь к объективной реальности, к Богообщению, к небу. Будем помнить, что мы — образ Божий и будем соответствовать этому высокому достоинству.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 марта. О духовном смысле Обретения Креста Господня и гвоздей святой царицей Еленой

Сегодня 19 марта. Церковь празднует Обретение Креста Господня и гвоздей святой царицей Еленой, случившееся в Иерусалиме в 326 году.
О духовном смысле праздника — священник Августин Соколовски.
Заслуги Святой Елены в христианизации огромного прежде языческого государства, в благотворном влиянии на своего сына, в обретении многих христианских святынь и построении церквей весьма велики. Во-вторых, обретение Святого Креста и Честных гвоздей исторически предваряет другое важное событие в истории православного христианства, а именно воздвижение Святого Креста. Крест и гвозди — орудия спасительного страдания Господа были найдены, а затем было совершено торжественное прославление Святого Креста. В-третьих, крестная смерть через распятие была жесточайшим видом казни. Известно, что в первые века христианства апологетам православия пришлось приложить множество усилий, чтобы убрать из сознания простых людей ощущение соблазна и смущения, которые возникали при упоминании Креста, на котором Господь наш был распят. Обретение орудия и крестной смерти Господа, которое, несомненно, совершилось по внушению свыше, стало очень важным этапом в осмыслении спасительного замысла Креста. Крест и орудия страданий Господа становились важнейшим символом и знамением вселенского православного христианства. Наконец, само обретение стало событием, которое вместе с Миланским эдиктом, проведением Первого Вселенского Собора в Никее, освящением Храма Господня в Иерусалиме, Воздвижением Креста и Крещением равноапостольного царя Константина, знаменовали собой наступавшее всемирное торжество христианского благовестия и святого православия.
Все выпуски программы Актуальная тема