
Фото: Оптина пустынь
15 марта на 94-м году жизни отошел ко Господу схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Свято-Введенской Оптиной пустыни.
Своими воспоминаниями о нём делится главный редактор Радио ВЕРА Илья Кузьменков.
Я знал отца Илия-старца и общался с ним, при чем временами довольно близко и регулярно, на протяжении почти 25 лет. Я думаю, по-настоящему масштаб его христианской личности мы будем узнавать только теперь, потому что многое, что мы видели при его земной жизни, просто не произносилось, оставалось как бы под спудом. А теперь вот приходит время начать рассказывать, в том числе о сокровенном. Так же, как и его обширное влияние на российское общество на протяжении, наверное, последней III века, тоже будет понятно только спустя какое-то время на расстоянии. Сколько проектов реализовано по его благословению и при его поддержке, сколько храмов построено, сколько добрых дел совершено! Я думаю, только одному Богу это известно. Тысячи православных христиан считали его своим духовным наставником в России, находились с ним в личном и духовном общении. Как это вообще физически возможно? Непонятно. Но то, что невозможно человеку, как мы знаем, возможно Богу. То, что мы видели в батюшке, в общении с ним, говорило нам о том, что и в наши времена Господь являет через своих подвижников столько же чудес, ну, прямо называя вещи своими именами, чудес, как и в древние времена. Жень отца Илия — это сильнейшее укрепление нашей веры в Бога. Старец — это не просто седовласый, умудренный опытом пожилой человек, совет которого ценен. Это тот, кто открывает человеку волю Божию о нем. Иногда это неожиданно, иногда требуется усилие, чтобы это слово осознать и понять. Но это всегда благо для слушающего. Ходы событий моей жизни менялись по слову батюшки отца Илия. При первой же встрече он начал со мной разговор о волнующих меня проблемах, достаточно мелких, не помню, то ли деловых, то ли бытовых, но проблемах, которыми я даже ни с кем не делился, то есть это мое такое внутреннее знание. Таким образом, с первых минут общения батюшка показал мне, что ему открыто о человеке, в том числе и невидимое, практически все. При этом отец Илий, обладавший такими дарами, можно сказать, такой властью от Бога, был невероятно деликатным, бережным, скромным наставником. Никогда его благословение не ложилось грузом, но при этом значение его наставлений определяло жизнь человека. В свое время, например, он благословил меня вернуться из успешного бизнеса к журналистскому служению. Мне не просто давалось это решение, но таким образом, например, мое присутствие на радиоверсии сегодня было предопределено его словом. По его слову, мы стали фермерами, да много чего можно было бы еще рассказать, и, наверное, еще предстоит рассказать. Но бывал отец Илий и очень строго решителен в своих высказываниях, особенно когда дело касалось истории XX века и России. Его отношение к Красному проекту было абсолютно бескомпромиссным. Я думаю, многие из тех, кто знал Батюшку, согласятся, что тема выноса тела коммунистического вождя с Красной площади, с сердца нашей Родины, было одной из его, можно сказать, общественных миссий. Наша память о нем должна быть не только молитвенной, но и деятельной. Батюшка служил Богу, служил людям и служил России. И теперь, когда его нет с нами на земле, мы должны исполнить послушание завета, полученное от него. Исполнить их с особым усердием, тем более при его теперь молитвенной поддержке уже там, на небесах. Отче, спасибо тебе за твою любовь, за наставление, за терпение, за твои молитвы! Со святыми упокой, Господи, душу усопшего раба твоего, схиархимандрита Илия.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема