
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Какого человека можно назвать счастливым? Пожалуй, самым предсказуемым ответом станут размышления о счастье как о полноте жизни, когда человек со всех сторон благополучен, живы и здоровы все те, кого он любит, сам он также здоров, любим и не в чём не нуждается. Многие люди стремятся именно к такому счастью. Однако Священное Писание предлагает нам посмотреть на этот вопрос несколько иначе. А как именно с библейской точки зрения стоит понимать счастье, отвечает 31-й псалом царя Давида. Он звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
Псалом 31.
Псалом Давида. Учение.
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Моё над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
С возрастом многие люди склонны всё чаще и чаще вспоминать о своей молодости, ведь, как говорится в одной популярной песне, «там и тогда было счастье...». Действительно, в юности человек ещё не вполне понимает всю сложность нашей жизни, он ещё не столкнулся с предательством, с потерями близких, с бессилием перед злом, с собственной глупостью, он ещё не успел совершить ворох ошибок, к тому же у молодого человека всё впереди, и это вселяет безграничный оптимизм. Многие хотели бы вернуться в те годы и прожить их заново. Конечно, мы прекрасно понимаем, что это невозможно, а потому приходится довольствоваться воспоминаниями, чрезвычайно утомляя ими юных друзей и родственников.
А что если посмотреть на счастье под другим углом? Что если пойти по тому пути, который предлагает в только что прозвучавшем псалме царь Давид? С его точки зрения, блаженство, или, иначе высшая степень счастья, находится вовсе не там, где мы его склонны искать, Давид полагал, что блажен лишь тот, «кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» (Пс. 31:1), «блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства» (Пс. 31:2). Если вдуматься, то счастье молодого человека — это не только счастье ещё не испытавшего удары судьбы юноши, это, в первую очередь, счастье того, кто не успел совершить свои грехи и столкнуться с их неизбежными последствиями. Если же это так, то и поиски настоящего счастья — это поиск свободы от греха и поиск прощения, даруемого Богом.
К счастью, у нас есть не только восторженные размышления Давида, Церковь даёт нам и все необходимые инструменты для обретения счастья. При этом Церковь никого не принуждает ими пользоваться, ведь все мы прекрасно понимаем: невозможно принудить человека быть счастливым. Мы сами должны сделать этот выбор.
Псалом 31. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 31. (Церковно-славянский перевод)
Василий Савинский. «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Хорошо в Краснодаре! Поздняя осень, а тут — тепло да зелено. После музея обязательно прогуляемся.
— Конечно, время у нас будет. Дела ждут меня только после обеда.
— Спасибо, Андрей, что позвал меня с собой. Смена обстановки мне не помешает. Кстати, я тоже хочу тебя кое-куда пригласить, когда вернёмся домой. У внука в школе будет утренник. Приходи посмотреть.
— Непременно приду! А что за утренник, расскажи-ка.
— Исторический! В честь Дня народного единства. Мы с ним специально разучили стихотворение Бориса Садовского про Минина и Пожарского — «Хвала тебе, великодушный Минин! \С тобою князь Пожарский в вихре сеч. \ Им спасена Московская держава...
— ...От Минина приняв народный меч, \ Он дал Руси спасенье. Слава! Слава!..»
— Всё-то ты, Андрей, знаешь!
— Ты, безусловно, преувеличиваешь. Но, я теперь точно знаю, какую картину нам с тобой обязательно нужно сегодня увидеть здесь, в Краснодарском художественном музее.
— Правда? И какую же?
— Полотно Василия Савинского «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского». Пойдём, я покажу его тебе. Оно находится прямо за углом, в зале художников-передвижников... Ну вот, полотно перед нами!
— Великолепная картина! Какие краски, переходы от света к тени, какое изысканное, тонкое письмо! Чувствуется рука и опыт большого мастера.
— А между тем, Василий Евмениевич Савинский написал полотно, будучи только ещё выпускником Академии художеств, в 1882-м году. Это его дипломная работа. Но ты прав — выполнена она мастерски. За эту картину молодой живописец получил золотую медаль.
— Заслужил! Ты посмотри только, как филигранно выписаны лица, одежда, движения персонажей. А их на полотне, между прочим, немало. Четыре центральных фигуры, и на втором плане — не меньше шести! Андрей, а кто эти люди и зачем они пришли к Пожарскому?
— Давай, Виктор, вспомним с тобой школьный курс истории. Действие картины происходит в 1611-м году. Этот период принято называть Смутным временем. В России тогда пришли к власти иноземцы и самозванцы. Страну раздирали на части заговоры, перевороты, бунты.
— Да-да! Лжедмитрий Первый, он же — Гришка Отрепьев, польский королевич Сигизмунд... Что и говорить, тяжёлое было время для святой Руси.
— Но русский народ хотел спасти своё Отечество. Формировалось народное ополчение. В 1611-м году нижегородский купец Козьма Минин собрал по всей стране людей, готовых выступить в Москву и сразиться с интервентами. Минин хотел, чтобы повёл народ на битву князь Дмитрий Пожарский — храбрый и опытный воин.
— С этим предложением к Пожарскому и отправилось посольство от Минина?
— Да, именно. И на полотне Василия Савинского мы видим тех, кто приехал к князю: это и бояре, и простые горожане. А возглавил их наместник Вознесенского Печерского монастыря Феодосий.
— На картине он, смиренно опустив голову, что-то говорит Пожарскому. Кстати, а почему художник изобразил Пожарского таким бледным и измождённым?
— Живописец отразил историческую правду. В то время, когда к нему приехали послы от Минина, Пожарский восстанавливался в своей вотчине, селе Юрино под Нижним Новгородом, после недавнего тяжёлого ранения. Он был тогда ещё очень слаб.
— И всё равно согласился повести ополчение на Москву?!
— Согласился. Василий Савинский запечатлел на своей картине момент, когда князь в ответ на просьбу послов произнёс: «Скажите пославшим вас, что я рад за православную веру страдать до смерти».
— Князь исполнил свой святой долг перед Родиной и Богом. А рядом с Пожарским я вижу фигуру женщины, юноши и мальчика. По всей видимости, это его семья. Вероятно, нелегко ему было оставить их...
— Да, картина наполнена одновременно и торжеством, и драматизмом. Это сочетание художник воплотил с помощью игры света и тени: фигуры послов ярко освещены, тогда как силуэты членов его семьи находятся в полумраке.
— Андрей, а какую икону благоговейно держит в руках один из послов? Я вижу, что на ней — Богородица, но, полагаю, это какой-то конкретный Её образ?
— Казанский. С чудотворной Казанской иконой Божьей Матери ополченцы двинулись на Москву и в октябре 1612-го года прогнали чужаков с земли Русской.
— Как же славно, Андрей, что мы с тобой вспомнили героические страницы нашей истории!
— Давай скажем за это спасибо художнику Василию Евмениевичу Савинскому и его полотну «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского»!
Картину Василия Савинского «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского» можно увидеть в Краснодарском краевом художественном музее имени Фёдора Коваленко.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 138. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всякий верующий человек знает, что Бог сотворил человека по Своему образу, и это означает, что между Богом и человеком есть некоторая сообразность, позволяющая человеку не только молиться Богу, не только почитать Его, но и принимать Его в качестве образца для подражания. Но так ли это на самом деле и является ли Бог для нас примером во всём? Ответ на этот вопрос звучит в 138-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 138.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Господи! Ты испытал меня и знаешь.
2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение Твоё, — высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
10 и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я всё ещё с Тобою.
19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
На первый взгляд ответ на вопрос, поставленный в начале передачи, очевиден и может состоять из двух частей. Во-первых, мы знаем, что с христианской точки зрения, Иисус Христос — Бог, во-вторых, апостол Павел пишет: «подражайте мне, как я Христу». Кроме того, апостол Иоанн Богослов постоянно в своих посланиях призывает нас к любви, говоря, что Бог есть любовь. На самом деле примеров можно было бы найти очень много. Более того, некоторые собственные взгляды можно будет оправдывать ссылкой на Писание. Однажды я был свидетелем конфликта мужа и жены, в результате которого виновник оправдывал свою агрессию словами Господа: «враги человеку домашние его». При этом его мало интересовало, что Спаситель сказал это совсем не для оправдания семейных конфликтов.
Псалом, который мы сейчас услышали, явно делится на две неравные части. Первая — очень лиричная, в ней автор довольно подробно говорит о вездесущии и всеведении Божием. Творец знает все дела, слова и мысли людей и от Него нигде невозможно скрыться. Поразительным образом даже ночь в присутствии Божием оказывается днём, и тьма — светом. Однако это вездеприсутствие Божие не мучительно для псалмопевца, потому что он ощущает Бога своим Творцом, Тем, Кто присутствует в Его жизни с самого начала, Тем, Кто знал его ещё до рождения.
Часть вторая наполнена совершенно другими эмоциями. Здесь автор просит Бога поразить нечестивых и оправдывает свою ненависть к врагам Божиим, их собственной ненавистью. «Господи, полной ненавистью ненавижу тех, кто ненавидит тебя», — говорит он. И, конечно же, при желании, псалмопевец мог бы найти множество оснований для своей позиции в Писании, ведь о том, что Бог гневается на грешников сказано предостаточно. А кто же такие ненавидящие Бога? Это грешники. Таким образом можно позволить себе ненависть к любому, кто грешит, ссылаясь на высший авторитет. Но точно ли Бог ждёт от нас именно этого? И можем ли мы сравнивать собственный гнев с гневом Божиим? Если мы будем честны с собой, наш ответ будет отрицательным. Потому что гнев Божий никогда не бывает связан с реальным желанием причинить человеку вред, со злостью и обидой, в то время как наш человеческий гнев и наша ненависть, связаны именно с этим. Но как иначе противостать греху, как отнестись ко грешнику так, чтобы это было угодно Богу? Хотя псалмопевец говорит о своей ненависти очень ярко и искренне, он не уверен, насколько его чувства верны, и просит у Бога испытать, на правильном ли он пути, просит направить его на путь вечный. Господь, несомненно, является для нас примером. Но чтобы наше сердце действительно стало Ему угодно, ночь наших чувств и тьма помышлений должны быть пронизаны Его светом.
Псалом 138. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 138. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 138. На струнах Псалтири
1 Господи! Ты испытал меня и знаешь.
2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Еще нет слова на языке моем,- Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение [Твое],- высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,-
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью";
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.
19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.