
Сегодня 6 марта. За вечерним богослужением в храмах читается Великий канон Андрея Критского.
О чтении четверга — игумен Лука (Степанов).
Ветхозаветные грешники представлены как пример отрицательный и ужасающий слушателя. Образ Ламеха, который угрожая убийством, хвалясь своими женами, уже не единственной женой, это начальное, новое состояние для человека, не ограничиваться одной супругой, представлен для того, чтобы отвратиться от этого образа и, испугавшись этого примера, отверженного Богом, яростного и женонеистового Ламеха, оказаться самому в числе спасающихся. Тут и пример строительства Вавилонской башни, как образ надмения человеческого и попытки сравняться с Богом, напечатлеть себе имя величественное, но Господь смешивает народы, народы перестают друг друга понимать. И вывод, который всякий способен сделать из этого напоминания Ветхозаветной истории, это хранение смиренного духа и скромного о себе понятия для того, чтобы не попасть в это Вавилонское смятение.
Все выпуски программы Актуальная тема
Свято-Покровский женский монастырь города Суздаля. Монастырский музей
Свято-Покровский женский монастырь города Суздаля — один из красивейших монастырей России. Он был создан в XIV веке Благоверным Великим Князем суздальско-нижегородским Андреем Константиновичем. На протяжении веков эта женская обитель пользовалась благоволением русских государей. Великий Князь Василий III построил здесь надвратный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Покровский Собор и колокольню, архитектурный облик которых уносит нас в далекое прошлое, и знакомит с белокаменным наследием Древней Руси. Обитель восстановлена трудами первой настоятельницы обители Игумении Софии Комаровой, благодаря которой в монастыре собралась монашеская община, сестры которой несут трудовые послушания и молитвенные подвиги, показывая приходящим в обитель истинную красоту Православия. Красивое место, наполненное тишиной и молитвой, привлекает сюда и многочисленных туристов, гостей города Суздаля, и паломников и богомольцев поклониться мощам Святой Преподобной Софии Суздальской, в миру Великой Княгини Соломонии Сабуровой. В обители есть замечательный музей, раскрывающий этапы развития монастыря, который обязательно нужно посетить, он создан на самом высоком уровне.







Игумения София Комарова (04.04.2016)
Все фотографии предоставлены Свято-Покровским женским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 37. Богослужебные чтения

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Псалом 37-й, о котором мы сегодня поговорим, занимает особое место в богослужении — он входит в состав так называемого «шестопсалмия» — шести избранных псалмов, которые каждый день читаются в храме в начале утрени. Нетрудно догадаться, что этот псалом имеет особую важность. Давайте послушаем.
Псалом 37.
1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание моё не сокрыто от Тебя.
11 Сердце моё трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моём.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
Основной мотив прозвучавшего псалма — глубокое покаяние Давида о тех ошибках и грехах, которые послужили причиной его отдаления от Бога. Давида разрывает и изнутри, и снаружи: грех, словно неизлечимая, мучительная болезнь, отравляет всё его существование. И внешние обстоятельства жизни также ополчились против псалмопевца — всё, как говорится, «не слава Богу», везде сплошные препятствия, проблемы, горести и неприятности — и кажется, что им нет конца.
Складывается впечатление, что Давид не то чтобы «достиг дна», — а находится в не знающем остановки или хотя бы замедления падении всё ниже, ниже и ниже — и с каждым днём становится только хуже. Но в чём же причина такого незавидного положения дел?
Вот как объясняет святитель Николай Сербский: «Каждый новый грех — это новая рана на душе, всякий грех — гной, всякий грех — смрад. Но отчего происходят грехи? От безумия моего, — объясняет пророк. Ум, выброшенный из своей божественной стези, понуждает человека ко греху. Пока не очистится ум, не может и человек стяжать чистоту. А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2:16), — говорит Апостол, то есть ум у нас возвращён на ту же стезю, на которой пребывал ум Адама до грехопадения, порождающего смрад. Поэтому, братья, вся православная наука подвижничества сосредоточивает своё внимание на одном главном пункте — на уме человека, на очищении и исправлении ума».
Действительно, святые отцы постоянно говорили о важности «предстояния умом в сердце» — то есть тщательном наблюдении за всеми помыслами, переживаниями, ощущениями, чувствами, которые происходят в нашем внутреннем мире. Беспечное, безрассудное отношение к тому, что внутри — неизбежно приведёт к «душевным пробоинам», сквозь которые обязательно просочится откровенное переступание заповедей Божиих. И когда это произойдёт, внутри водворится тот самый мрак, от которого и стремится избавиться Давид словами искреннего плача и покаяния в сегодняшнем 37-м псалме.
Вот почему и оказался этот псалом в составе шестопсалмия: он пронзителен, снова и снова напоминает о нашем несовершенстве, и, главное, — помогает развернуть боль и печаль нашей души в покаянном настроении навстречу целительной силе Божественной любви и прощению!
Псалом 37. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 37. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 37. На струнах Псалтири
Псалом Давида.
В воспоминание (о субботе)
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня,
и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Ибо стрелы Твои вонзились в меня,
и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей
от гнева Твоего;
нет мира в костях моих
от грехов моих.
5 Ибо беззакония мои превысили голову мою,
как тяжелое бремя отяготели на мне.
6 Смердят, гноятся раны мои
от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник,
весь день сетуя хожу;
8 ибо чресла мои полны воспалениями,
и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно;
кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои,
и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя,
и свет очей моих — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей,
и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети,
и желающие мне зла говорят о погибели моей
и замышляют всякий день козни.
14 А я, как глухой, не слышу,
и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит
и не имеет в устах своих ответа.
16 Ибо на Тебя, Господи, уповаю я;
Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои);
когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению,
и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю,
сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются,
и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро
враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи,
Боже мой! Не удаляйся от меня.
23 Поспеши на помощь мне,
Господи, Спаситель мой!