
Какое главное условие успешного решения жизненных проблем? Какими навыками необходимо для этого обладать? Свой ответ на эти вопросы предлагает 122-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 122.
Песнь восхождения.
1 К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!
2 Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.
3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением;
4 довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.
Только что прозвучавший псалом, — это одна из молитв, которая использовалась в древнем богослужении в Иерусалимском храме. Это молитва-жалоба. Молящиеся просят Бога избавить их от врагов. В буквальном смысле под этими врагами вполне можно понимать окружающие Израиль племена, которые постоянно досаждали богоизбранному народу. Если обратимся к истории, то увидим, что после смерти великих царей Давида и Соломона и до самого момента разрушения Иерусалимского храма в начале нашей эры еврейское царство практически не имело независимости. Оно всегда было вынуждено покоряться власти какого-то сильного государства. Сирия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Империя Александра Македонского, Рим — все они в разные времена владели Землёй Обетованной.
Люди рождались и умирали под гнетом иноземцев. Поэтому и слышим в псалме сетования людей о том, что душа насыщена и преисполнена презрением, поношением и уничижением со стороны надменных и гордых. Кто может помочь в этой ситуации, если даже князья народа вынуждены гнуть шею под игом захватчиков? Все как один в Израиле несут это ярмо. И потому надежда только на Бога и Его милость. Именно об этом первые строки молитвы. «К тебе возвожу очи мои», — говорится в самом её начале. Причём псалмопевец подчёркивает и то настроение, в котором совершается эта просьба. Очи молящегося устремлены к Богу постоянно. Так рабы следят за движением руки своего господина. Они приучены реагировать даже на те неприметные жесты, которые незаметны окружающим. Ведь от этого зависит их жизнь в доме хозяина.
Вполне можно понимать все эти образы и применительно к нашей ситуации. Ведь и мы нередко изнываем от тяжести тех эмоций и чувств, которые насыщают нашу душу от столкновений с окружающим миром. Люди не всегда бывают правы, а обстоятельства не всегда складываются так, как бы нам того хотелось. А потому не лишне будет прислушаться к словам псалма и использовать их как инструкцию к действию. А рекомендации псалмопевца просты. В те моменты, когда нам тяжело на душе из-за происходящего, худшее, что мы можем сделать — вступить в перебранку и выяснять, кто прав, кто виноват, оправдываться или, наоборот, обвинять. Не стоит сражаться ни с людьми, ни с обстоятельствами. Этого не стоит делать ни вживую, ни в мыслях. Так мы ещё больше будем вязнуть в трясине уныния, раздражения и злобы. Лучшее, что мы можем сделать, — сместить фокус своего внимания с проблемы на Бога. Сосредоточиться на Нём. А если быть конкретней — прямо обратиться к Нему со словами: «Господи, что мне следует делать в этих непростых обстоятельствах? Укажи мне Свою волю! Подскажи мне, как в этой ситуации я могу поступить по-евангельски, как Твой ученик!» Если приучим себя удерживать внимание на этой просьбе как можно дольше, с такой силой, будто от этого зависит наша жизнь, Бог не заставит Себя ждать. Со временем мы отчётливо ощутим, что не только остаёмся спокойными и сохраняем самообладание в тех ситуациях, которые раньше нас обременяли, но и проблемы, которые казалась нам непреодолимыми, теряют свой вес и решаются будто бы сами собой.
Псалом 122. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 122. (Церковно-славянский перевод)
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!