
Как вы думаете, можно ли человеческим гневом... прославлять Бога? Представьте себе — можно, да ещё как! Давайте послушаем 75-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем над содержанием этого псалма.
Псалом 75.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли.
11И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Прозвучавший 75-й псалом приписывается некоему Асафу, певцу-левиту, то есть священнику, и предводителю хора в эпоху Давида (согласно 1 Пар 6:39; 25:1). В церковнославянском подзаголовке этого псалма встречается формулировка «песнь ко ассирианину», указывающая на исторический фон победы Божией над ассирийским войском — это может быть отсылкой к чудесному поражению армии царя Сеннахирима при Иерусалиме во дни царя Езекии (см. 4 Цар.) Псалом воспевает Бога как победителя врагов, близость Бога еврейскому народу и была главным залогом тех вдохновенных побед, о которых повествуют книги Библии.
Но мне хотелось бы остановиться на одном лишь стихе — 11-м — который вот как звучит на церковнославянском: «Яко помышление человеческое исповестся тебе, и останок помышления празднует ти». В Синодальном переводе звучит так: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». Понятно, что вообще ничего не понятно — давайте разбираться.
Как гнев — который, вообще-то, является одной из страстей! — может «обратиться во славу Бога»?
Гнев, ярость, негодование, острое недовольство — практически тождественные понятия. В еврейском языке חֵמָה (хема) — это «жар», «яд», «ярость», «гнев», «пыл», «негодование». Некоторые филологи утверждают, что этимология этого слова восходит к значению «фыркать», «шумно выдыхать через нос», из которого развились в дальнейшем и слово «нос», и слово «гнев».
В древнегреческом языке слово θυμός — означает «дыхание», «жизненная сила», «душа», «сердце», «внутреннее чувство», «страсть», «порыв», «гнев», «ярость». Считается, что оно восходит к праиндоевропейскому корню со значением «дышать», «испускать пар/дым» (*dhu-), что позднее метафорически перешло в сферу эмоционального «закипания», «вспыхивания» (как пар или дым изнутри). Можно сравнить с латинским «fumus» — или русским «дым».
Таким образом, в самом слове θυμός есть семантический сдвиг от «дыхание, пар» к «душевное волнение, вспыльчивость, страсть» — и практически то же самое мы видим и в еврейском слове «хема».
Что же получается? На мой взгляд, очень интересно: для человека совершенно естественно, как и дышать, — гневаться, яростно, эмоционально заряжённо реагировать — и дальше — самое интересное: на что? Здесь-то и кроется ключик к нашему вопросу о том, как можно гневом славить Бога: глубинная реакция на всё недолжное, греховное, дурное в виде яростного отвращения, пылкого негодования и есть единственно правильное употребление гнева, приятное Богу! Бог смотрит на нас и видит нас не механическими автоматами, способными только воспроизводить вложенную в них программу — но как на живых, свободных Его детей — и Ему очень радостно, когда мы на всё неправильное реагируем не безразлично, но горячо и откровенно!
Псалом 75. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 75. (Церковно-славянский перевод)
Алексей Ухтомский

Потомок князей Рюриковичей, учёный-физиолог с мировым именем, член Академии наук СССР, иконописец, монах. Всё это — один и тот же человек: Алексей Алексеевич Ухтомский, в монашестве — Алипий. Он создал учение о доминанте — научную теорию, которая объясняла фундаментальные психологические основы поведения человека. И преданно служил Богу в непростые для Церкви и верующих советские годы.
Алексей родился в 1875-м году, в селе Вослома Ярославской губернии — родовом поместье князей Ухтомских. Отец, мичман в отставке, мечтал о военной карьере для сына. Поэтому в 13 лет Алексей поступил в Нижегородский кадетский корпус. Не хуже, чем военную премудрость, в учебном заведении преподавали гуманитарные дисциплины — литературу, философию и психологию. Этими предметами более всего заинтересовался Алексей. Перечитал Аристотеля, Декарта, Спинозу, Канта. Но в их учении молодому человеку как будто чего-то не доставало. Чего именно — Алексей скоро понял. Это случилось, когда он ехал из кадетского корпуса домой на каникулы — по Волге, на пароходе. Юноша гулял по палубе, и встретил священника. У них завязалась беседа. Позже он узнал, что разговаривал с самим отцом Иоанном Кронштадтским. Эта встреча серьёзно повлияла на Ухтомского. Он стал вдумчиво читать Библию и творения святых отцов Церкви. А после окончания кадетского корпуса решил поступать в Московскую Духовную академию.
В 1894 году он стал студентом Академии, а в 1899-м окончил её со степенью кандидата богословия. Защитил диссертацию на тему «Космологическое доказательство бытия Божия». В ней Ухтомский коснулся вопросов, которые впоследствии раскрыл в своём учении о доминанте. Какие внутренние причины движут поведением людей, влияют на их нравственные и греховные поступки? Почему одни люди поступают так, а другие иначе? Алексею хотелось соединить научные исследования с православным мировоззрением. Попытаться понять тайну личности через призму Священного Писания, как богослов, философ и вместе с тем, как психолог и физиолог. В те годы он писал: «Моё истинное место — монастырь, но я не могу себе представить, что придётся жить без науки». Ухтомский решил продолжить образование — на сей раз в Санкт-Петербургском университете. Там он защитил ещё одну диссертацию, в которой впервые изложил принцип доминанты — то есть, способности центральной нервной системы человека целиком отдаваться некоему влечению, потребности, идее. По мысли учёного, доминанта способна подавлять рефлексы — к примеру, увлечённый чем-то человек перестаёт испытывать голод. Доминанта может иметь как позитивный, так и разрушительный потенциал. Ухтомский писал: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Бытие человека — это труд, усилие, результатом которого могла бы стать перемена ума». По сути, учёный изложил научный подход к одному из основополагающих принципов православного мировоззрения: борьбе со страстями. Работа Алексея Ухтомского всколыхнула научный мир. Его пригласили читать лекции для студентов Психоневрологического института, а в 1912-м Алексей Алексеевич стал преподавателем Петербургского университета. Одновременно с научной работой служил старостой Свято-Никольского единоверческого храма, писал иконы и вёл аскетическую жизнь.
Почти сразу после октябрьской революции 1917-го года большевики арестовали Ухтомского. Ещё бы: князь, церковный староста. Почти четыре года учёный провёл в заключении. Всё это время за него хлопотали коллеги. Властям пришлось сдаться — в 1920-м Алексея Алексеевича освободили. А через год Ухтомский принял монашеский постриг с именем Алипий. Он продолжил заниматься исследованиями, руководил Институтом физиологии Ленинградского государственного университета. И одновременно, не скрывая этого, служил Господу, окормлял прихожан Никольского храма.
Когда началась Великая Отечественная Война, Ухтомский добровольно отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда. Вместе с жителями города он нёс все тяготы, участвовал в организации работы на нужды обороны. В 1942-м году учёный Алексей Алексеевич Ухтомский, он же монах Алипий, отошёл ко Господу. Соседи по квартире нашли его лежащим в полном облачении, с Евангелием в руках. Всю жизнь Ухтомский доказывал, что гармоничное развитие личности без нарушения, без изъяна, без преступления, без измены дорогому и доброму — это и есть изначально заложенный идеал, та доминанта, которая определена Господом при сотворении природы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Жостовский промысел». Екатерина Бунина

Гостьей программы «Исторический час» была кандидат исторических наук, доцент университета имени Разумовского Екатерина Бунина.
Разговор шел об истории народных промыслов в России, в частности о знаменитой Жостовской росписи.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Бог всегда рядом...» Юлия Бочарова

У нас в гостях была актриса, режиссер, продюсер, многодетная мама Юлия Бочарова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, об ощущении присутствия Бога в жизни даже в самые сложные моменты и о том, как через язык кино она стремится говорить о христианских смыслах и ценностях.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья