Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

1 Ин., 72 зач., III, 10-20 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться

Апостол Иоанн Богослов

1 Ин., 72 зач., III, 10-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В древние времена человек был гораздо больше зависим от общества и его оценки. В наши дни мы в своём мироощущении, конечно, также зависим от окружающих, хотя у нас появилось гораздо больше ресурсов быть независимыми и оценивать себя, исходя из внутренних убеждений. Но какой же подход правилен с точки зрения христианства? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,

12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.

14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.

15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия?

18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;

20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.

В самых разных древних культурах, в Вавилоне, Афинах или Риме человек воспринимал себя как часть большого живого сообщества, внутри которого он мог быть успешным и уважаемым или, напротив, униженным и отвергнутым. Конечно, для многих было характерно более-менее сбалансированное состояние, но так или иначе человек оценивал себя глазами большинства. Нормы жизни большинства были его нормами и цели большинства — его целями. Всем эти нормы и цели были понятны. Что же чувствовал язычник, когда он становился христианином? Для общества, в котором он раньше жил, он становился совершенно чужим, ведь менялось всё его мировоззрение. Да и не только мировоззрение, менялась вся его жизнь. И самое главное менялась точка опоры. Дело было не в том, совпадаешь ты с обществом или расходишься, нормы были разные и ситуации, в которых человек оказывался, могли отличаться: какая-то общественная норма была для него приемлема, какая-то нет. Важнее всего было совпасть с волей Того, Кто сотворил мир, потому что только это совпадение приводило человека к чувству глубокого внутреннего умиротворения и удовлетворения совести.

В сегодняшнем чтении апостол Иоанн вводит очень простое и ясное разделение: дети Божии и дети дьявола. Первые — ориентируются на правду и стремятся к её торжеству в мире, потому что главной заповедью для них стала любовь к ближнему; вторые подобны Каину, они внутренне выбирают зло и к ближним относятся без любви. Внешне это кажется просто разными подходами к жизни. Одни живут так, а другие иначе... В наши дни даже не каждый из нас решится утверждать, что знает, как правильно. Но для апостола Иоанна — это не выбор подходов к жизни, это выбор между жизнью и смертью. Ведь любящие усыновляются Богу — источнику жизни — и пребывают в жизни, а ненавидящие ставят себя выше ближнего и самой его жизни, от чего и называются человекоубийцами, даже если фактически никого не убивали... таковые пребывают в смерти. Впрочем, любовь, о которой пишет апостол, — это не просто благостное чувство, которое то появляется, то исчезает и зависит от внешних причин. Неслучайно в пример апостол приводит Христа, Который положил за нас душу Свою. Почему и от нас ожидается подобная жертвенная и деятельная любовь к ближним. Конечно, подобные вещи казались язычникам дикостью, да и сегодня вряд ли они одобряются многими. Однако христиане обращаются за судом в первую очередь к своему сердцу, в пределе ощущая себя стоящими на суде перед Самим Господом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем