
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 72 зач., III, 10-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В древние времена человек был гораздо больше зависим от общества и его оценки. В наши дни мы в своём мироощущении, конечно, также зависим от окружающих, хотя у нас появилось гораздо больше ресурсов быть независимыми и оценивать себя, исходя из внутренних убеждений. Но какой же подход правилен с точки зрения христианства? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия?
18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.
В самых разных древних культурах, в Вавилоне, Афинах или Риме человек воспринимал себя как часть большого живого сообщества, внутри которого он мог быть успешным и уважаемым или, напротив, униженным и отвергнутым. Конечно, для многих было характерно более-менее сбалансированное состояние, но так или иначе человек оценивал себя глазами большинства. Нормы жизни большинства были его нормами и цели большинства — его целями. Всем эти нормы и цели были понятны. Что же чувствовал язычник, когда он становился христианином? Для общества, в котором он раньше жил, он становился совершенно чужим, ведь менялось всё его мировоззрение. Да и не только мировоззрение, менялась вся его жизнь. И самое главное менялась точка опоры. Дело было не в том, совпадаешь ты с обществом или расходишься, нормы были разные и ситуации, в которых человек оказывался, могли отличаться: какая-то общественная норма была для него приемлема, какая-то нет. Важнее всего было совпасть с волей Того, Кто сотворил мир, потому что только это совпадение приводило человека к чувству глубокого внутреннего умиротворения и удовлетворения совести.
В сегодняшнем чтении апостол Иоанн вводит очень простое и ясное разделение: дети Божии и дети дьявола. Первые — ориентируются на правду и стремятся к её торжеству в мире, потому что главной заповедью для них стала любовь к ближнему; вторые подобны Каину, они внутренне выбирают зло и к ближним относятся без любви. Внешне это кажется просто разными подходами к жизни. Одни живут так, а другие иначе... В наши дни даже не каждый из нас решится утверждать, что знает, как правильно. Но для апостола Иоанна — это не выбор подходов к жизни, это выбор между жизнью и смертью. Ведь любящие усыновляются Богу — источнику жизни — и пребывают в жизни, а ненавидящие ставят себя выше ближнего и самой его жизни, от чего и называются человекоубийцами, даже если фактически никого не убивали... таковые пребывают в смерти. Впрочем, любовь, о которой пишет апостол, — это не просто благостное чувство, которое то появляется, то исчезает и зависит от внешних причин. Неслучайно в пример апостол приводит Христа, Который положил за нас душу Свою. Почему и от нас ожидается подобная жертвенная и деятельная любовь к ближним. Конечно, подобные вещи казались язычникам дикостью, да и сегодня вряд ли они одобряются многими. Однако христиане обращаются за судом в первую очередь к своему сердцу, в пределе ощущая себя стоящими на суде перед Самим Господом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Что является основанием христианского поведения, знание правил или любовь? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Недавно один близкий человек сказал мне: «Я уверен, что постоянное стремление к своему спасению для человека неправильно». Сначала я опешил. Эта мысль совершенно очевидно противоречила всему, о чём мы постоянно слышим, думаем сами и говорим. А ведь передо мной был единомышленник, человек с богословским образованием, в вере и церковности которого я не сомневался. Но как же так, ведь в Евангелии довольно много говорится о спасении. Это может быть сформулировано в разных выражениях, например «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его и всё остальное приложится вам». Уже из этих слов очевидно, что вся мирская деятельность воспринимается как работа на понижение. Понятное дело, что, когда мы, работая, сосредоточены на решении конкретной бытовой или научной задачи, мы, конечно, о ней думаем и, как кажется, не думаем о спасении. Но это не так, потому что мысль о спасении глубже, чем сиюминутные задачи. Многое, в том числе и бытовое, мы делаем, всё равно учитывая спасение, хотя бы тогда, когда ограничиваем себя в том, что спасению мешает. Так или иначе, слушая своего собеседника, я уже был готов сказать, что совершенно не согласен, как вдруг понял, что он мог иметь в виду. Если человек всё время думает о своём спасении, он совершенно перестаёт думать о спасении другого, как будто бы на этом пути действует правило: «каждый сам за себя».
В сегодняшнем отрывке апостол призывает нас задуматься над правильностью подобного подхода. С самого начала Павел говорит о границах того, что дозволено христианину. Отойдя от фарисейского формализма, он понимает, что многие правила носят условный характер. Одно дело — заповедь, нарушение которой искажает самую суть жизни, а другое дело — дисциплинарное постановление, которое в качестве тренажёра воли оказывается важно, но может быть отложено из-за каких-то обстоятельств. Но что же это за обстоятельства? Апостол пишет: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Кажется, где же здесь по обстоятельства? Но апостол сознательно говорит очень широко, чтобы каждый мог рассудить сам, перед лицом своей совести. Главное, что должен понять верующий: цель всего, что мы делаем — не столько наша польза, сколько польза другого. И в первую очередь польза духовная. В случае коринфян, к которым обращался апостол Павел, польза заключалась в том, чтобы просвещённый и знающий человек не смутил своим поведением того, кто знает меньше. Ведь иногда люди делают акцент на чём-то незначительном, но для них важном и дорогом, и надо иметь такт и рассуждение в том, чтобы, не пренебрегая их доброй волей, их настроем, найти возможности к тому, чтобы переориентировать их усилия на главное.
Духовная цель Великого поста, в преддверии которого звучит сегодняшнее чтение, в том, чтобы через усиленное внимание к собственной духовной жизни, через покаяние, через совершение добрых дел, приготовиться к Пасхе и внутренне обновиться. Но формы, через которые люди это делают, обычно вполне внешние. Сами по себе они верны и важны, но подходить к ним надо с рассуждением, чтобы не навредить другому. Ведь неумеренной строгостью можно прийти к обратному эффекту, так что ближние — дети, подростки, люди с меньшими силами, просто возненавидят все эти правила. Стремясь к собственному спасению, но не обращая внимания на другого, мы можем буквально катком проехать по его физическому и духовному состоянию. Стремиться надо не только к личному, но и к общему спасению, вдумчиво относясь к нуждам и духовным силам каждого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Василий Великий о зависти». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные зависти, из книги святителя Василия Великого «Симфония по творениям святителя Василия Великого».
«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? — все это — пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не разнится он с человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? — это поражает завистливого. Красив ли другой лицом это — новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростию подаяний и общительностию с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это — удары и раны, наносимые в самое сердце завистника».
С этой цитаты святителя Василия Великого началось обсуждение. Разговор шел о том, каковы корни зависти, что о ней известно из Священного Писания, какие выводы можно сделать современным христианам из ветхозаветной истории Каина и Авеля, почему привычка завидовать другим может формироваться с раннего детства и какую роль играют родители в этом, а также в чем зависть может проявляться, как влияет на душу человека, каким образом она может врачеваться и о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помощь семье священника из города Йошкар-Ола

Большая и дружная семья священника Алексия Кирюшкина живёт в городе Йошкар-Ола. Батюшка служит в местном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И вместе с супругой Екатериной воспитывает шестерых ребятишек. Младшая дочка, 5-летняя Маша, родилась с особенностями развития — у неё синдром Дауна, а ещё порок сердца. Родители много сил и времени посвящают заботе о здоровье дочери. Отец Алексий отказался от предложения стать настоятелем храма, чтобы больше заботиться о Маше и других детях, поддерживать матушку в повседневных делах. Однако и о служении другим людям батюшка не забывает, относится к своей пастве в храме с большой любовью и преданностью, помогает находить утешение и духовную опору в трудные моменты жизни.
Зарплата отца Алексия хоть и скромная, но позволяет закрыть все базовые потребности семьи. Правда недавно появились такие трудности, с которыми в одиночку Кирюшкины справится всё же не в силах. У отца Алексия сломалась старенькая машина. На ней родители возили Машу на лечение и реабилитации, а других детей в школу и детский сад. Коме того, на машине батюшка добирался до храма, в котором служит.
Обходиться без личного транспорта большой семье с особенным ребёнком крайне непросто. На помощь священнику Алексию пришла православная служба «Милосердие Казань». Проект помогает тем, кто попал в беду. За четыре года работы поддержку получили сотни людей, не только из Татарстана, но и со всей России. Сейчас на сайте службы открыт сбор для семьи священника из города Йошкар-Ола, и вы можете поучаствовать в этом добром деле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов