
В 2-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём».
Об иконографии праведного Симеона — протоиерей Михаил Самохин.
Праведный Симеон — одна из ключевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня, стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. На отдельных иконах праведника, как правило, также изображают с Богомладенцем Христом. Существуют и варианты иконы с пророчицей Анной. Праведный Симеон — величественный старец, глаза которого наполнены счастьем. Исполнилось древнее пророчество. Спаситель пришел в мир, и Ветхий Завет сменяется новым. Дай Бог и нам, увидев это счастье в глазах праведника, разделить его всем своим сердцем.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 февраля. О жертве Христа

В 14-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа во время ареста: «Да сбудутся Писания».
О жертве Христа — игумен Лука (Степанов).
Это служение уничижительное для Господа. Это снисхождение ради нашего спасения в человеческую падшую природу. И во всем ее Господь воспринимает в свою божественную личность, кроме греха, присущего всем нам. И таким образом, как закваска в тесто, влагается Его жизнь, Его бытие, как сына человеческого, но и как сына Божья в жизнь человечества. Это величайшее смирение, это дело величайшего снисхождения. Закон смерти, установленный для человечества ради удобнейшего покаяния и обращения к Богу за время земной жизни, Господь распространяет и на себя, также воплощаясь, беря крест, восходя на Голгофу, умирает вместе с нами. И это действие Божие, это пришествие в человеческое естество служит для того, чтобы нас, людей, приобщить к естеству божественному.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 февраля. О молитвах к Богу

В 3-й главе 1-го Соборного Послания Апостола Иоанна есть слова: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него».
О молитвах к Богу — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет, чтобы его молитва была услышана, чтобы Господь обратил внимание на нашу молитву, чтобы исполнил нашу просьбу. Но для этого есть некоторые, можно так сказать, условия, необходимые для того, чтобы Господь услышал нашу молитву. И сам Господь в Евангелии об этом говорит. Прежде чем мы должны прийти и принести свою жертву или помолиться Богу, а молитва — это есть жертва нашего ума и сердца, мы должны примириться с ближним своим, мы должны примириться и со своей совестью. Поэтому в первую очередь, конечно, нужно покаяться в грехах своих, нужно простить ближнему его прегрешение, нужно никого не осуждать, нужно прийти в мир не только своей совестью, но и в сердце со своим ближним. И тогда мы уже имеем дерзновение перед Богом, потому что сам Господь обещает услышать нас, если мы будем исполнять Его заповеди, если мы будем любить ближнего, прощать тех, кто нас огорчил или обидел, или даже совершил какой-то грех перед нами, когда мы будем находиться в любви к Богу и к ближнему. Поэтому для этого у нас есть и покаяние, и исповедь, для этого у нас есть определенные молитвословия, которые вызывают в нашей душе это покаяние, чтобы душа пришла в мирное состояние Духа. Поэтому вначале нужно помолиться Богу, взглянуть в свое сердце, увидеть, что мешает нам иметь такое дерзновение в молитве пред Богом. Потом испросить у Бога прощение, примириться, и тогда молиться уже с неким правильным таким духовным дерзновением, прося Бога о том, в чем мы нуждаемся. И мы будем уверены, что Господь обязательно нас услышит.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 февраля. О единогласии

Сегодня 19 февраля. В этот день в Церковном соборе 1651 года утверждено обязательное единогласное чтение для всей Русской Церкви.
О единогласии — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы говорим о богослужебных реформах Святейшего Патриарха Никона, необходимо понимать, в какой реальности жила тогдашняя Русская Православная Церковь. Наши предки стремились вычитать и спеть все, что необходимо было вычитать и пропеть за богослужением. Если это делать в одной последовательности, и когда читает один чтец, потом поет в хор, богослужение могло длиться много часов. Чтобы хотя бы как-то богослужение сократить в одной части храма читались часы, в другой части храма пелись, предположим, антифоны. Нам, наверное, сложно представить вообще, как это было. Но многоголосие в богослужении Русской Православной Церкви того времени, конечно же, было явлением странным. И Патриарх Никон, придя к власти, понимал, что богослужение необходимо упорядочить, чтобы чтец читал, хор пел, и все это было стройно. Поэтому Собор 1651 года принимает постановление об упразднении вот этого самого трудно представимого нам сегодня многоголосия и вводит постановление о единоголосии, то есть о последовательном и стройном совершении богослужения, такого, каким мы привыкли видеть его сегодня. И надо сказать, что все те богослужебные реформы, которые Святейший Патриарх Никон осуществлял, Русская Православная Церковь до сих пор придерживается этих реформ, и богослужение Русской Православной Церкви сегодня совершается именно так, как было определено на Соборах при Святейшем Патриархе Никоне.
Все выпуски программы Актуальная тема