
2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Бог любит каждого. Светлана Чехова

Я часто думаю о том, что мы ничего не знаем о людях. Видим их оболочку, слышим часть мыслей, которые они озвучивают, и судим поступки, с которыми соприкасаемся. Но и понятия не имеем, что на самом деле думает и чувствует человек, какой опыт стоит за его плечами и насколько стёрты туфли, в которых он прошёл путь своей жизни. Способны ли мы вообще в этом разобраться? И стоит ли разбираться?
Господь сказал нам просто любить всех, как и Он Сам любит ежедневно каждое живое существо. Любовь — в принятии, в прощении, в сострадании, в умении видеть в другом не просто оболочку, а душу.
Уже много лет я участвую в кормлении бездомных. Организация или благотворительный фонд собирают волонтёров, готовят еду и раздают в определённое время. Наблюдая за бездомными, я обнаружила, что среди них есть люди очень добрые и доверчивые, в своё время обманутые и лишившиеся квартиры, люди умные и интеллигентные, вовремя не справившиеся со сложной ситуацией, и есть те, кто ведёт, несогласующийся с общественным образ жизни. Но все они, не смотря на багаж за спиной и своё поведение, одинаково получают горячую тарелку супа с пирожком.
Я решусь сравнить это кормление бездомных с отношениями Бога и человека. Тарелка супа — это, как любовь Господа, которую Он даёт каждому. Независимо от того, знает ли человек откуда она и достоин ли он её по земным меркам. А отношение бездомного к раздаваемой пище — это отношение людей к любви Божией: кто-то очень благодарен, кто-то воспринимает это, как должное, а кто-то недоволен. Но все получают свою тарелку, потому что в глазах Бога все равно любимы.
Многие притчи Христа, такие как притча о блудном сыне или о потерянной овце, иллюстрируют безграничное Божье милосердие и желание вернуть каждого заблудшего. Христос общался с людьми всех сословий: грешниками, сборщиками налогов, прокажёнными. Даже те, кто отдалился от Бога, остаются объектом Его любви и желания спасения.
Я поняла, как важно видеть в каждом человеке образ Божий, даже если он искажён неприятным внешним видом, грехом и заблуждениями. И вместо того, чтобы осуждать, стараюсь проявлять сострадание и дать поддержку. Ведь зачастую за внешней грубостью и неприязнью скрываются боль и одиночество. Не случайно схиархимандрит Макарий (Болотов) говорил: «Утешай людей. Ругать-то их есть кому, а вот утешать некому. Утешай!».
Мне кажется в мире, полном осуждения и критики, доброе слово и утешение помогут человеку преобразить свою жизнь, изменить к лучшему и раскрыть свой потенциал, заложенный Господом.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 22. Богослужебные чтения

Человек начинает ценить самые простые вещи, когда их теряет, начинает нуждаться. Ровно то же произошло и с царём Давидом, когда против него восстал сын Авессалом. О своих невзгодах Давид пишет в псалме 22-м. Давайте послушаем.
Псалом 22.
Псалом Давида.
1 Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться:
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
В жизни царя и пророка Давида было много испытаний. Одним из них оказалось восстание его сына Авессалома, который обвинил отца в несправедливости, в излишней мягкости к тяжким грехам подчинённых. Давид, чувствуя, что сын отчасти прав, не желал, чтобы началась гражданская война. Потому царь предпочёл из Иерусалима, столицы царства, удалиться, отправиться, по сути, в добровольное изгнание. Надо сказать, на сторону Авессалома встали некоторые влиятельные чиновники. Но у Давида остались всё же верные друзья. Они, в том числе, привозили царю и его спутникам провизию.
В благодарность Богу и людям за скромные, но ценные блага пророк и составил псалом 22-й. Начинается он с таких слов: «Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться. Он подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего». Давид тем самым показывает, что прежде всего надеется на помощь Божию, но и людей, которые стали её посредниками, не отвергает. При этом, царь готовит себя к более трудным испытаниям. Например, он пишет: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».
Давид предполагает, что гонения со стороны сына могут привести и к смерти. Но даже расставшись с земной жизнью, царь обещает быть верным Богу. Даже за порогом гроба Давид не хочет терять надежды. Потому и пишет он: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена». Давид благодаря помощи Божией получает возможность пировать перед лицом неприятелей. И эта радость от вкушения трапезы Божией не закончится никогда. Даже, повторюсь, если Давида убьют. Праведник верил в бессмертие души и готов был находиться в единстве с Богом до конца.
Конечно же, Давид в псалме пишет не только о себе. Он предсказывает участь своего потомка — Господа Иисуса Христа, по человечеству происходившему из рода Давида. Спасителя тоже гнали и преследовали. Против Него восстал не сын, конечно, но ближайший ученик. А апостолы были Христу почти как сыновья. Но Спаситель не терял веры, хранил мужество перед лицом испытаний и даже, оказавшись в долине смерти, то есть умерев, не отказался от исполнения искупительной миссии. В итоге победа оказалась на стороне Сына Божьего, а к участию в Его пире победы — Евхаристии — приглашены все мы.
Псалом 22. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 22. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 22. На струнах Псалтири
Псалом Давида
1 Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим.
3 Подкрепляет душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла,
потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость (Твоя) да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.