![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
2 Тим., 293 зач., II, 11-19.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к добрым делам фонда «Помощь»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Fond-Pomoshh-480x480.jpeg)
У 11-летнего Паши из Самары с рождения нет кисти правой руки. Однако благодаря родительской поддержке и заботе он во многом чувствует себя уверенно. Подросток учится в обычной школе и занимается спортом. Правда поначалу он стеснялся своей особенности, кроме того, у Паши возникали трудности в быту. Какое-то время он ходил с обычным косметическим протезом, который только маскировал отсутствие кисти руки. Но три года назад родители приобрели механический. С ним у подростка появились новые возможности. Паша стал более уверенным и даже начал заниматься тхэквондо — это один из видов единоборств. За время тренировок он достиг больших успехов и получил много наград. Однако некоторые повседневные действия по-прежнему оставались для Паши недоступными. Например, парень не мог завязывать шнурки или брать мелкие предметы. Кроме того, со временем, когда Паша начал активно расти, механический протез стал ему не по размеру, что доставляло сильный дискомфорт. Поэтому подростку было необходимо новое современное устройство.
Благотворительный фонд «Помощь» из Санкт-Петербурга пришёл на выручку Паше и открыл сбор на дорогостоящий бионический протез. С поддержкой сотен неравнодушных людей необходимая сумма была собрана. Сегодня Паша чувствует себя хорошо, ведёт активный образ жизни и развивается в спорте.
Фонд «Помощь» с 2017 года приходит на подмогу тяжелобольным детям и взрослым, а также людям с инвалидностью со всей России. Сейчас у проекта есть несколько подопечных, которые также, как Паша нуждаются в оперативной помощи, и вы можете их поддержать. Для этого переходите на сайт фонда «Помощь».
С вашим участием добрых историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сергей Фудель о Церкви». Даниил Черепанов
![Даниил Черепанов в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Daniil-Cherepanov.jpg)
У нас в студии был кандидат филологических наук, старший преподаватель МГУ имени Ломоносова и преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Даниил Черепанов.
Разговор шел о размышлениях о Церкви и церковной жизни известного духовного писателя, богослова, исповедника веры XX-го века Сергея Фуделя, приведенных в его книгах «У стен Церкви» и «Моим детям и друзьям».
Этой беседой мы продолжаем цикл разговоров о наследии Сергея Иосифовича Фуделя.
Первая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена жизни и судьбе С.И. Фуделя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Православная миссия в интернете». Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин
![Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Svjashhennik-Nikolaj-Dubinin-protoierej-Maksim-Gorozhankin.jpg)
У нас в гостях были настоятель храма святого Фёдора Стратилата в Старом Осколе священник Николай Дубинин и председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о современной христианской проповеди в интернет пространстве, насколько она востребована и как сделать так, чтобы она была полезной и приносила плоды.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер