![Раскрытая книга](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Psaltir.-Bogosluzhebnye-chtenija.jpg)
Стоять на коленях. Для современного человека это выражение ассоциируется с чем-то унизительным. Ведь напоминает рабское, беспомощное состояние. Что же по этому поводу думает Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в 94-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 94
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Псалом, который только что прозвучал, состоит из двух частей. В первой содержится призыв прийти к Богу. Псалмопевец использует выражения, которые указывают на совершение конкретных ритуальных действий. «Приди́те, преклони́м коле́ни пред лицо́м Го́спода». Образ, который возникает в уме, — это образ молящегося человека. В особые моменты во время богослужения в храме молящиеся встают на колени. Это знак почтения к Творцу, а также, вероятно, один из древнейших символов покорности, смирения и готовности слышать и исполнять волю Всевышнего. Не случайно и в православной традиции вечернее богослужение, с которого начинается суточный круг молитвы, начинается словами именно этого псалма: «Придите, припадем Христу Цареви нашему Богу».
В нашем сознании коленопреклонение нередко ассоциируется с общественным религиозным ритуалом или с каким-то торжественным событием. Например, воинская присяга, предложение руки и сердца, во время придворных церемониалов. Не так часто мы используем его для домашней молитвы. И очень зря. Это дополнительный, пусть и не основной, инструмент разговора с Творцом. Нередко именно это действие помогает глубже сконцентрироваться на происходящем. Само тело помогает все свои чувства, всё своё внимание сосредоточить на Боге. И это закономерно. Мы существа не только духовные, но и телесные. И наше физическое положение, как и духовное состояние, или способствует общению с Богом или нет.
Наконец, ещё один момент. Коленопреклонение, о котором говорит псалмопевец, — это ещё и сердечное состояние, в котором находится человек. Речь идёт о состоянии, которое в православной традиции называется «сердечное сокрушение». Это глубокое осознание того, что вся моя жизнь находится в руках Творца и всё, что от меня требуется, — на ежедневной основе искать и исполнять Его волю, которая очень чётко и лаконично сформулирована в заповедях Евангелия. Это состояние доверия. Когда во мне живёт глубокая уверенность, что Бог не оставит меня, Он не подведёт. Опыт жизни подсказывает мне, что если я все свои силы и внимание концентрирую на исполнении воли Творца, Господь Сам чудесным образом начинает решать мои проблемы.
А потому не случайно во второй части прозвучавшего псалма вспоминается эпизод, когда евреи во время своего исхода из Египта, поднимают бунт против Моисея и против Бога. Говорится, что они ожесточили сердца. Они потеряли доверие, начали сомневаться, роптать, начали сопротивляться той миссии, которая была на них возложена. Говоря иначе, они стояли перед Творцом с вызовом, дерзко, горделиво. И поплатились. Практически никто из тех, кто вышел из египетского рабства, не вошёл в Землю Обетованную.
А потому и нам следует избегать подобного внутреннего сопротивления. Ни Бог, ни люди нам не враги. Наша задача противиться корысти, лжи, страху и другим страстям, которые живут в нашем собственном сердце и заставляют быть жёсткими и несговорчивыми. Если сосредоточимся на этом сражении, если во всех своих делах будем понуждать себя исполнять заповеди Евангелия, то есть вставать на колени перед Творцом, тогда Его благодать наполнит нас, и радость и покой прочно укоренятся в наших сердцах.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
Присоединиться к добрым делам фонда «Помощь»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Fond-Pomoshh-480x480.jpeg)
У 11-летнего Паши из Самары с рождения нет кисти правой руки. Однако благодаря родительской поддержке и заботе он во многом чувствует себя уверенно. Подросток учится в обычной школе и занимается спортом. Правда поначалу он стеснялся своей особенности, кроме того, у Паши возникали трудности в быту. Какое-то время он ходил с обычным косметическим протезом, который только маскировал отсутствие кисти руки. Но три года назад родители приобрели механический. С ним у подростка появились новые возможности. Паша стал более уверенным и даже начал заниматься тхэквондо — это один из видов единоборств. За время тренировок он достиг больших успехов и получил много наград. Однако некоторые повседневные действия по-прежнему оставались для Паши недоступными. Например, парень не мог завязывать шнурки или брать мелкие предметы. Кроме того, со временем, когда Паша начал активно расти, механический протез стал ему не по размеру, что доставляло сильный дискомфорт. Поэтому подростку было необходимо новое современное устройство.
Благотворительный фонд «Помощь» из Санкт-Петербурга пришёл на выручку Паше и открыл сбор на дорогостоящий бионический протез. С поддержкой сотен неравнодушных людей необходимая сумма была собрана. Сегодня Паша чувствует себя хорошо, ведёт активный образ жизни и развивается в спорте.
Фонд «Помощь» с 2017 года приходит на подмогу тяжелобольным детям и взрослым, а также людям с инвалидностью со всей России. Сейчас у проекта есть несколько подопечных, которые также, как Паша нуждаются в оперативной помощи, и вы можете их поддержать. Для этого переходите на сайт фонда «Помощь».
С вашим участием добрых историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сергей Фудель о Церкви». Даниил Черепанов
![Даниил Черепанов в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Daniil-Cherepanov.jpg)
У нас в студии был кандидат филологических наук, старший преподаватель МГУ имени Ломоносова и преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Даниил Черепанов.
Разговор шел о размышлениях о Церкви и церковной жизни известного духовного писателя, богослова, исповедника веры XX-го века Сергея Фуделя, приведенных в его книгах «У стен Церкви» и «Моим детям и друзьям».
Этой беседой мы продолжаем цикл разговоров о наследии Сергея Иосифовича Фуделя.
Первая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена жизни и судьбе С.И. Фуделя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Православная миссия в интернете». Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин
![Священник Николай Дубинин, протоиерей Максим Горожанкин в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Svjashhennik-Nikolaj-Dubinin-protoierej-Maksim-Gorozhankin.jpg)
У нас в гостях были настоятель храма святого Фёдора Стратилата в Старом Осколе священник Николай Дубинин и председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о современной христианской проповеди в интернет пространстве, насколько она востребована и как сделать так, чтобы она была полезной и приносила плоды.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер