
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Любой человек всерьёз пробовавший молиться, имеет опыт не только божественного ответа, но и божественного молчания. Почему же порой Бог молчит? Этот вопрос очень явно, хотя и не прямолинейно, звучит в 73-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем и поразмышляем над ответом.
73 Псалом. Учение Асафа.
1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился.
3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплётшиеся ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нём в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твоё; совсем осквернили жилище имени Твоего;
8 сказали в сердце своём: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твоё?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским;
15 Ты иссёк источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твоё.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетённый посрамлённым; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё.
22 Восстань, Боже, защити дело Твоё, вспомни вседневное поношение Твоё от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Как мы знаем, после грехопадения Бог в беседе с Адамом и Евой не стал добиваться от них подробностей совершённого поступка, но, выслушав их точку зрения, вынес свой вердикт, указав им на будущее, которое их теперь ожидало. Почему Господь не стал подробно и дотошно расспрашивать о причинах решения сначала Еву, которая послушала змея, а затем Адама, который послушал жену? Вероятно, потому, что по их словам было понятно: к плодотворному разговору они ещё не готовы. Дело совсем не в том, что они специально обманывали Бога, оправдывались или хитрили. Они просто не осознавали глубины той трагедии, которая с ними произошла. Факты описать могли, а суть была для них недоступна, и мы на самом деле не знаем, когда произошло их покаяние. Есть вещи, которые бесполезно объяснять, человек обязательно должен дорасти до них сам, осознать произошедшее и покаяться, пережить перемену ума, ведь знание — одно, а понимание — совсем другое.
Псалом 73-й, который мы сейчас услышали, практически полностью представляет собой один большой вопрос, одну просьбу к Богу, чтобы он вмешался наконец и защитил свой народ, Иерусалим и разрушенный храм. Судя по описаниям разрушений, речь идёт о вавилонском нашествии, в результате которого не только город, но и храм был разрушен. Асаф, автора псалма, говорит от лица иудеев, которые очень скорбят о происходящем и не понимают причин всего этого. Знают только, что хотя разрушали их город и храм враги, произошло этого потому, что Бог это попустил. Страдальцы плачут и напоминают Богу о завете, просят Его обратить внимание на разрушения города, говорят о духовном состоянии нападавших, которые вели себя жестоко и совершенно непочтительно по отношению к храму и его святыням.
В самом псалме мы не услышим ответ на все эти вопросы, не увидим никаких спасительных действий Божиих. Да и как можно отвечать, когда человек беспокоится о духовном состоянии врага, но не задумывается о своём собственном. Как спасать того, кто плачет о развалинах зданий, но не плачет о руинах нравственной жизни? Бог силён всё это сделать, силён спасти не только свой народ, но и все другие народы, но прежде, чем напоминать Ему о завете и просить помощи, важно задуматься насколько сами мы сохранили верность завету и способны ли расслышать Божий ответ и воспринять Его помощь.
Псалом 73. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 73. (Церковно-славянский перевод)
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема