1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,-
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;
14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; 15рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; 16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:
18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,
19 и говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?"
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?"
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею
27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
28 поверг их среди стана их, около жилищ их,-
29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,
31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
35 и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их,
36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!
41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,
42 не помнили руки' Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их - саранче;
47 виноград их побил градом и сикоморы их - льдом;
48 скот их предал граду и стада их - молниям;
49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;
50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;
53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;
55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;
60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,
68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,
70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
«Оставили всё и пошли за Богом». Прот. Константин Харитонов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов — поделились светлыми историями о том, как люди оставили свою привычную жизнь и посвятили себя Богу.
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK
Николаус Фридрих Торет. «Нахождение Моисея»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуй, Машенька! На прогулку?
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Да, погода отличная, надоело дома сидеть! Ой, а что это вы несёте такое большое? Наверное, опять новую картину приобрели?
— Да, Машенька, картину. Точнее, репродукцию. Но очень хорошую и, главное, редкую. Это настоящая находка!
— Что же это за картина такая? Что на ней изображено?
— Ты знаешь, Машенька, а на картине... тоже находка! Удивительная, чудесная, необыкновенная. Если тебе интересно, давай присядем на скамейку, и всё как следует рассмотрим.
— Конечно интересно! Картина-находка, на которой изображена находка... Разворачивайте её скорее!
— Вот, Машенька. Это работа немецкого мастера Николауса Фридриха Торета. Середина 19-го века. Называется она «Нахождение Моисея». Кстати, оригинал находится в России, в экспозиции Иркутского художественного музея.
— Моисей? Тот самый, из Библии?
— Да-да, библейский пророк Моисей, которому Бог даровал скрижали с десятью заповедями.
— Так он и есть — находка? А почему?
— Представь себе: Египет, примерно 14-й век до Рождества Христова. Еврейский народ тогда находился в рабстве у фараона. Однажды, опасаясь, что евреи приумножатся и поднимут восстание, фараон приказал истребить всех еврейских новорождённых. И вот, одна из женщин по имени Йохаведа, чтобы спасти своего малыша от гибели, положила его в тростниковую корзину и пустила по реке Нил.
— Это был Моисей, да?
— Да, это был Моисей. Воды Нила принесли корзину прямо ко дворцу фараона. Младенца увидела царская дочь. Она приказала слугам достать ребёнка из воды. Посмотри, Машенька, именно этот момент Николаус Фридрих Торет изобразил на своём полотне «Нахождение Моисея».
— Точно! Вот человек, опустившись на колено, подаёт корзину женщине в красной накидке — наверное, это и есть дочь фараона. Красивая! Она протягивает руки к младенцу. А рядом замерли в умилении служанки. Кажется, все они очень рады неожиданной находке!
— Древние египтяне верили: всё, что приносит Нил — это дар свыше. Впрочем, так ведь оно и было. По воле Господа Моисея нашла именно дочь фараона. Она спасла младенца и взяла его на воспитание. Во дворце египетского царя вырос богоизбранный защитник и вождь еврейского народа, который в конце концов вывел его из плена в Землю обетованную.
— Мне почему-то кажется, что пейзаж на картине не очень похож на египетский...
— А это объясняется очень просто. Вряд ли художник когда-нибудь сам бывал в Египте — в середине 19-го столетия такое путешествие было трудным и опасным. Поэтому библейский сюжет он, скорее всего, трактовал в знакомых ему реалиях. Действие картины разворачивается на фоне вполне европейского пейзажа. Хотя, надо отдать живописцу должное — кое-какие экзотические детали он всё-таки добавил. На первом плане картины можно рассмотреть тропические папоротники и цветы.
— А на заднем плане — мост! Такой крепкий, основательный.
— И, кстати тоже — типичный для Европы 19-го века. Николаус Фридрих Торет был не только живописцем, но и архитектором. Он участвовал в самых крупных архитектурных проектах своего времени — реставрации Веймарского замка и Штейнхардского театра. Поэтому строения на его полотнах и выглядят так внушительно и реалистично.
— А ведь получается, художник, сам того не ведая, подчеркнул, что история Моисея остаётся важной во все времена. Ведь 10 заповедей мы соблюдаем независимо от того, в каком месте и в какую эпоху живём.
— Очень интересная и глубокая мысль, Машенька!
— Андрей Борисович, а вот вы сказали, что оригинал картины — в Иркутске. Как он туда попал?
— Полотно преподнёс в дар Иркутскому художественному музею известный московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский.
— А теперь его репродукция есть и у вас в коллекции!
— Да, Машенька, вот и у меня случилось «Нахождение Моисея»!
— С находкой вас, Андрей Борисович! И спасибо за то, что так интересно о ней рассказали!
Картину Николауса Фридриха Торета «Нахождение Моисея» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачёва.
Все выпуски программы: Краски России
Николай Иванов. «Вид на Старобазарную площадь в Рязани»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, хочу тебе признаться: когда ты сегодня предложил пойти в Рязанский художественный музей, я подумала: сколько раз уже здесь бывала! А вот сейчас хожу с тобой по залам, и понимаю, что многие полотна, кажется, вижу впервые!
— Скажу тебе так, Аллочка: даже знакомые картины всякий раз раскрываются перед нами новыми гранями. Вот, например, эту работу художника Николая Степановича Иванова я очень хорошо знаю. И всё равно не могу пройти мимо. Перед нею хочется остановиться и долго рассматривать.
— Давай, Андрюша, так и сделаем. Потому что эту картину я точно раньше не видела. Прекрасный зимний городской пейзаж! Как она называется?
— Название у неё очень простое: «Вид на Старобазарную площадь в Рязани».
— Так это Рязань! Но что-то я не припоминаю здесь такую площадь...
— Ну, разумеется. Николай Иванов написал полотно в середине 19-го столетия. А площадь переименовали после известных событий 1917-го года — сейчас она называется Площадь 26-ти Бакинских комиссаров.
— Правда, это она?! Но ведь там сейчас всё совершенно по-другому! Обычный жилой микрорайон, пятиэтажки... А на картине — храмы. Какие они красивые на фоне светлого зимнего неба...
— Да, великолепный храмовый ансамбль... Федотьевская часовня — вот она, на первом плане, квадратная, низенькая. Храм Симеона Столпника — с зелёной крышей и колокольней с высоким шпилем. А красноватая колокольня с колоннами, которая виднеется поодаль — это Воскресенский храм. Увы, Аллочка, ни одна из этих церквей до наших дней не сохранилась. Все они были разрушены в советские богоборческие годы.
— Как жаль! И в то же время, как здорово, что художник сохранил для нас эту красоту на своём полотне. Рисунок почти фотографический, можно разглядеть мельчайшие детали. При этом видно, с какими искренними чувствами писал он этот городской пейзаж. Наверное, живописец очень любил Рязань.
— Да, для Николая Степановича Иванова Рязанская земля стала по-настоящему родной, хотя появился на свет он не здесь, а в Москве, в 1816-м году. После окончания Московской рисовальной школы графа Строганова, Иванов получил должность учителя рисования в Рязанской мужской гимназии и прослужил там 37 лет.
— Работа, по-видимому, не мешала искусству?
— Совсем не мешала. За годы жизни в Рязани Иванов создал множество полотен. Его работы пользовались успехом. Например, «Вид на Старобазарную площадь» в своё время приобрёл у автора купец Антонов — городской голова, известный благотворитель и коллекционер. А уже после 1917-го года из его частной коллекции картина попала в местный художественный музей.
— Кстати, на сайте музея я прочитала, что художник Иван Пожалостин, в честь которого он назван, был учеником Николая Степановича Иванова.
— И наверняка перенял у своего учителя частицу его мастерства. Ведь Иванов — настоящий мастер. На первый взгляд картина кажется обычным парадным «открыточным видом». Но вглядись в неё внимательнее — и ощутишь настроение зимнего дня. Почувствуешь в воздухе скорое приближение весны — снег кое-где уже подтаял, небо ясное. И услышишь перезвон колоколов, плывущий над площадью.
— Соглашусь с тобой, Андрюша: полотно действительно живёт, дышит атмосферой старой Рязани.
— Ну, а вид на нём, действительно один из самых красивых и известных. И часто попадал на открытки.
— Кстати, когда будем уходить, давай заглянем в музейную лавку. Может быть, у них есть открытка с репродукцией картины. Хочется увезти с собой этот кусочек старой Рязани...
— Он всегда будет ждать нас здесь, на полотне художника Николая Иванова «Вид на Старобазарную площадь в Рязани».
Картину Николая Иванова «Вид на Старобазарную площадь в Рязани» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России