
Фото: MJH SHIKDER / Unsplash
То зимнее утро мне не забыть никогда. В палате реанимации почти одновременно проснулись после общего наркоза четыре женщины, одной из которых была я. Всех нас накануне прооперировали, и поводом был один и тот же страшный диагноз. И вот теперь каждая обнаружила себя в неудобном положении тела, с торчащими наружу трубками и с перспективой боли при малейшем движении — лучше не шевелиться. Да и вообще — какие могут быть перспективы? Долгое восстановление, а то и утрата трудоспособности, хождение по инстанциям для оформления инвалидности? Мысли путались, с коек соседок доносились невнятные оханья.
Молодая женщина, находившаяся ко мне ближе всех, протянула руку к тумбочке, нащупала смартфон и начала громко читать с экрана простенькое стихотворение о благодарности Богу за всё, что с нами случается. Оханья в палате сменились пронзительной тишиной, а затем все мы дружно заплакали. Это были непроизвольные счастливые слёзы благодарности Господу за жизнь. За это утро, за пробуждение в новый день с возможностью мыслить, чувствовать, молиться. Мы живы — значит, не всё потеряно, и перспективы для нас — есть. Светлые, как занимающийся за окнами поздний рассвет. Ни боль, ни предстоящие сложности уже не играли существенной роли, ведь Господь — рядом, и хотелось только одного: славить Бога.
Все выпуски программы Утро в прозе
Ипатьевский монастырь

Фото: Murat Ts. / Unsplash
На берегу реки Костромы расположился старинный Ипатьевский монастырь. По преданию, в 1330 году его основал татарский вельможа Чет, основоположник знаменитого рода Годуновых. Вельможа заболел, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите и остановился для отдыха на берегу в устье реки Костромы. Во сне больному явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. После этого явления Чет исцелился, принял крещение с именем Захария, а на месте случившегося чуда основал мужской монастырь. Обитель получила название в честь священномученика Ипатия, который жил на рубеже III-IV веков.
Современные историки ставят под сомнение легенду о татарском вельможе и склоняются к другим версиям основания монастыря. По одной из них обитель была основана костромским боярином Захарием Зерно, предком Годуновых, по другой — заложена новгородцами в XIII веке. Несомненным остаётся тот факт, что с XIV века в Ипатьевском монастыре хоронили предков Годуновых, которые считали это место своей родовой вотчиной. Долгие годы они жертвовали средства на содержание обители. Благодаря службе царю Иоанну Грозному род Годуновых возвысился: бояре стали приращивать новые земли к своим костромским владениям и, конечно же, не забывали о монастыре. В 1560 году в обители построили каменный собор Живоначальной Троицы, а в конце XVI века возвели крепостные стены.
После смерти царя Бориса Годунова в 1605 году Россия погрузилась в период Смутного времени, а монастырь превратился в обороняемую крепость. В 1608 году обитель была захвачена войском Лжедмитрия II — самозванца, претендовавшего на русский престол. Он называл себя Дмитрием Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного. Народному ополчению удалось освободить монастырь лишь в 1609 году, после нескольких месяцев осады.
Спустя четыре года в этих же стенах произошло значимое историческое событие, завершившее Смуту. На русский престол был призван 16-летний боярин Михаил Фёдорович Романов. С 1612 года он жил в Ипатьевском монастыре с матерью, инокиней Марфой. Михаил согласился стать царём, и Россией начала править новая династия. В память об этих событиях монастырь стали называть «Колыбелью рода Романовых».
Впоследствии, обитель стала местом особого почитания для членов новой монаршей фамилии. При царе Михаиле Фёдоровиче был заново отстроен Троицкий собор и крепостные стены, пострадавшие от обстрелов в Смутное время. В следующий раз монастырь отреставрировал и частично перестроил известный архитектор Константин Тон в 1835 году по указу императора Николая I.
Особое внимание было уделено Ипатьевскому монастырю в 1913 году во время торжеств, приуроченных к 300-летнему юбилею династии Романовых. Тогда храмы обители были вновь отреставрированы к приезду императора Николая II. 19-го мая в Костроме звучал торжественный колокольный звон и гремели орудийные салюты. Государь побывал на праздничной Литургии и в палатах бояр Романовых, где хранились исторические реликвии, посвященные призванию его предка на царство. Однако это посещение монастыря оказалось последним для императора.
В 1918 году Николай II с семьёй был убит в одноимённом Ипатьевском доме в Екатеринбурге. А в 1919 году большевики закрыли монастырь, ставший за годы существования символом монаршей власти. Вновь Литургию в обители отслужили лишь в 1992 году. Сейчас монастырь вновь отреставрирован и открыт для посещения, где каждый может помолиться у старинных святынь и взглянуть на стены, которые помнят одни из самых судьбоносных страниц истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 116. Богослужебные чтения

Можно ли радоваться в одиночку? В принципе, можно. Но всё же лучше разделить радость с кем-то, кто твой дар примет с благодарностью и подарит что-то в ответ. Примерно таким чувством проникнут псалом 116-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 116.
1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек. Аллилуия.
Не удивляйтесь. Это не проблема с записью. Просто псалом 116-й очень короткий. Наверное, самый короткий из всех псалмов. Дело в том, что данное библейское произведение во времена ветхозаветного богослужения никогда не звучало отдельно. Псалом 116-й является торжественным окончанием для двух других псалмов, которые в древности пелись вместе. Это псалмы 114-й и 115-й. Оба они являются чрезвычайно торжественными, радостными, прославляющими величие Божие. Но всё же преимущественно по отношению к бытию народа Израильского.
А вот псалом 116-й говорит об общей радости. Вернее так — приглашает присоединиться к почитанию Бога истинного иные народы. И мы видим, на самом деле, поразительную вещь. Ведь нам кажется, что Ветхий Завет — это преимущественно про национальную и религиозную самоизоляцию древних евреев. Да, ряд ограничений действительно существовал и соблюдался со всей строгостью. Но уж точно не по какой-то, простите, сектантской причине.
Существовало вполне реальное опасение, что если открыться для иных народов, то и они ничему не научатся, и сами иудеи истинную веру утратят. Однако в псалме 116-м мы чувствуем поразительный энтузиазм, который имел всё же пророческий характер. А именно — автор псалма (непонятно — Давид ли это или нет) предсказывает, что произойдёт, когда в мир придёт Христос Спаситель. С пришествием Мессии ветхозаветные ограничения были упразднены. Господь Иисус прямо указывал апостолам — идти и проповедовать всем народам.
И то, что было не под силу людям, оказалось под силу Богу. Вдохновлённые благодатью Святого Духа апостолы смогли сохранить гармоничный баланс — и многих других людей в Церковь привести, и самой Церкви этим не навредить. Будем же просить у Бога милости и мудрости, чтобы поступать так же. Исполнять правду Божию, помогать людям найти веру, но и самим веру не утратить, духовной связи с Господом не потерять.
Псалом 116. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 116. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 116. На струнах Псалтири
1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня [пребывает] вовек. Аллилуия.