
Апостол Павел
Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Гений и злодейство — две вещи несовместные». Такие слова вложил Александр Пушкин в уста Моцарта — персонажа своей трагедии «Моцарт и Сальери» — подчёркивая, что служение высшим идеалам предполагает чистоту намерений. О том же рассуждает и апостол Павел в отрывке из четвёртой главы своего послания к Эфесянам, что читается сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Итак, «гений и злодейство — две вещи несовместные». Два героя произведения Пушкина, два композитора — Моцарт и Сальери — рассуждают о том, в чём состоит суть истинного творчества. Сальери настаивает на необходимости усердного труда и самоотречения. Моцарт же просто радуется самой возможности творить и создавать новое. Казалось бы, оба подхода имеют право на существование. Одни, действительно, добиваются успеха упорством и ежедневным усилием. Другие же — тоже ежедневно творят, но делают это как будто безо всяких трудностей.
Но почему же пушкинский Моцарт — гений, а его визави Сальери — нет? Потому что сердце последнего охвачено завистью. Эта страсть отравляет его жизнь день за днём, не даёт ему создать по-настоящему великое произведение. Моцарт же свободен от зависти — он радуется за себя, за Сальери и за других коллег по композиторскому цеху. Даёт себе и каждому возможность и пространство быть гением. Причём к собственным достижениям Моцарт относится спокойно, он свободен от гнёта успеха и приписывает его Небу, а не себе.
Поведение героя Пушкина служит примером христианского отношения к жизни и схоже с тем, о чём говорит в прозвучавшем чтении апостол Павел. Он обращается к христианам города Эфеса, которым долго и усердно проповедовал учение Спасителя. Уехав из Эфеса, апостол узнал, насколько неблагодарными оказались некоторые его ученики. Они, поддавшись лжемиссионерам, за глаза критиковали Павла, называли его человеком безвольным и нерешительным.
Поражает реакция апостола на упрёки. Он с доброй улыбкой принимает такие отзывы и сразу распознаёт причину их возникновения — обыкновенную зависть. Павел призывает читателей послания вспомнить, в Кого они веруют? Апостол напоминает эфесянам, что глава Церкви — Сын Божий Иисус Христос — пришёл в наш мир, чтобы смиренно послужить людям, принести Себя в жертву ради спасения человечества. И апостол Павел проповедует не ради собственного величия, а чтобы себя и других людей приблизить к святости Христовой.
Апостол просит своих читателей просто взглянуть на то, как трудится он сам, и что смогли сделать завистники. Сколько он совершил во благо Церкви и чем прославились его оппоненты. При этом апостол не укоряет своих критиков, а предлагает им трудиться вместе. Потому что Павел совершенно не хочет присваивать себе заслуги в проповеди Евангелия — всё доброе и светлое он приписывает Богу. И радуется, что именно его уста и руки Господь избрал для служения Церкви.
Подчас мы задаёмся вопросом — как относиться к тем, кто нас по каким-то причинам не любит, тем, кто не радуется, когда у нас что-то получается, а из зависти начинает нам вредить? Ответ мы получили в сегодняшнем апостольском чтении. Нужно относиться к таким людям по-доброму, ведь зависть не приносит им радости. Лучшее лекарство от этой страсти — любить своё дело, трудиться, благодаря Бога и оставляя возможность для других тоже созидать во имя Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жизель. Ольга Цой

Я очень люблю балет. Люблю это искусство за тяжёлый труд, самоотречение, одухотворённость. «Душой исполненный полёт» — лучше Пушкина не скажешь о классическом танце. И среди балетных спектаклей мой самый любимый — «Жизель».
Шедевр девятнадцатого века. Чудесная музыка Адольфа Адана, задушевная и понятная всем история по мотивам легенды, пересказанной Генрихом Гейне, о девушке, которая была обманута своим возлюбленным, но сумела простить его. И о юноше, который прошёл путь покаяния, чтобы понять, что значит настоящая любовь. Я пересмотрела это произведение много раз, пока не поняла, чем же оно меня покорило. «Православная линия в русском искусстве» — так назвали «Жизель» искусствоведы.
Интересный факт: этот балет был впервые поставлен в Париже, но, перенесённый на русскую сцену, совершенно изменился благодаря трактовкам исполнителей главных партий. Наших замечательных балерин Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Галины Улановой, в разные годы танцевавших «Жизель». И они наделили героиню глубоко духовными чертами: жертвенностью, целомудрием, умением любить и прощать. Исполнители мужской партии переосмыслили образ главного героя, который проходит путь покаяния и духовного очищения, полностью меняется благодаря искупляющей жертве своей погибшей возлюбленной.
Когда я начала писать серию публикаций, посвящённых «Жизели», изучала рецензии прошлых лет. В них прочла, что многие русские критики писали, как на спектакле ощущали подобие «молитвенной атмосферы храма». Их восхищал бестелесный, почти монашеский, образ главной героини. Красивая и незатейливая история, попав на почву русской ментальности, зазвучала гимном христианской любви.
Во многих произведениях искусства — литературе, музыке, кино, балете — я снова и снова встречаю поиск человеком Бога, стремление ко Господу, утверждение христианских ценностей. Ведь подлинная цель искусства, как мне кажется, это прославление Бога и соединение с Ним.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Внешность женщины. Татьяна Маругова

Вспоминается мне такой случай: в одной семье воцерковилась жена, назовём ее Мария, стала ходить в храм, молиться, изучать православие. И решила она для себя, что православная женщина должна выглядеть по-другому, не так как она выглядела раньше.
Мария отказалась от cвоего привычного внешнего образа. Перестала носить костюмы, туфли на каблуках. В гардеробе остались: пара длинных темных юбок, кофты балахоном серого цвета и темные аскетичные платья. Казалось, это — прямо противопоставление себя женщинам, которые одеваются модно, вызов общепринятым сегодня представлениям о женской красоте.
Среди жен друзей супруга Маша теперь выделялась. Кто-то из приятелей мужа однажды попросил свою жену меньше общаться с Марией, а то она в храм поведет, и научит так же странно выглядеть.
Спустя время Маша стала замечать, что ее муж теряет к ней интерес. Он начал вслух восхищаться другими женщинами, их стилем, красотой. Супружеские отношения охладели. Муж все чаще задерживался на работе. Казалось, брак в опасности.
И тогда Мария решилась обсудить проблему со священником.
— Что ты хочешь показать таким мрачным внешним видом? — спросил он.
Мария задумалась. И через время ответила:
— Наверное то, что я могу не зависеть от красивых вещей, от соблазнов этого мира.
— Но разве для этого нужно выглядеть так, чтобы перестать нравиться мужу? — возразил батюшка. — Разве аскеза в одежде? Почитай житие супруги Дмитрия Донского, Евдокии. Там рассказывается, что, когда умер муж, она стала править вместо него. Одевалась, как подобает княгине, — в дорогие одежды, да украшения с каменьями. Однажды сын Юрий спросил мать о слухах, порочащих её доброе имя. Что, мол, она выглядит и ведет себя не как горюющая вдова. Тогда великая княгиня Евдокия Московская созвала всех своих сыновей и сняла часть великокняжеской одежды. Дети увидели, что мать под роскошными платьями носит власяницу.
После беседы со священником Мария, наконец, поняла, что духовное делание, если и может проявляться внешне, то точно не в том, чтобы выглядеть отталкивающе. Батюшка рекомендовал Марии вернуться к ее привычному стилю, чтобы не печалить мужа, не вводить его в искушение.
Я рассказываю эту историю, потому что уверена, что женщина должна нести красоту в этот мир. И еще важно не пугать людей, стоящих на пороге храма тем, что, воцерковившись, придется мрачно одеваться.
Часто как аргумент против моей позиции приводят цитату из Апостола Павла, где он говорит: «Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
Конечно, православная женщина — это прежде всего женщина красивая внутренне, но ведь апостол не исключил внешнюю красоту, а расставил акценты, что важнее.
Мне кажется, главное — чтобы мы, православные женщины, подражая женам мироносицам, прежде всего спешили делать добрые дела и старались видеть в человеке главное —— Образ и подобие Божии, а значит, не торопились осуждать за внешний вид, ибо не знаем, какие «тайные вериги» несет женщина, что происходит в ее семье, и почему одна женщина носит рубище, а другая ходит на высоких каблуках. Ведь сердце человека —— это тайна. И ведает ее лишь Господь.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
Бог любит каждого. Светлана Чехова

Я часто думаю о том, что мы ничего не знаем о людях. Видим их оболочку, слышим часть мыслей, которые они озвучивают, и судим поступки, с которыми соприкасаемся. Но и понятия не имеем, что на самом деле думает и чувствует человек, какой опыт стоит за его плечами и насколько стёрты туфли, в которых он прошёл путь своей жизни. Способны ли мы вообще в этом разобраться? И стоит ли разбираться?
Господь сказал нам просто любить всех, как и Он Сам любит ежедневно каждое живое существо. Любовь — в принятии, в прощении, в сострадании, в умении видеть в другом не просто оболочку, а душу.
Уже много лет я участвую в кормлении бездомных. Организация или благотворительный фонд собирают волонтёров, готовят еду и раздают в определённое время. Наблюдая за бездомными, я обнаружила, что среди них есть люди очень добрые и доверчивые, в своё время обманутые и лишившиеся квартиры, люди умные и интеллигентные, вовремя не справившиеся со сложной ситуацией, и есть те, кто ведёт, несогласующийся с общественным образ жизни. Но все они, не смотря на багаж за спиной и своё поведение, одинаково получают горячую тарелку супа с пирожком.
Я решусь сравнить это кормление бездомных с отношениями Бога и человека. Тарелка супа — это, как любовь Господа, которую Он даёт каждому. Независимо от того, знает ли человек откуда она и достоин ли он её по земным меркам. А отношение бездомного к раздаваемой пище — это отношение людей к любви Божией: кто-то очень благодарен, кто-то воспринимает это, как должное, а кто-то недоволен. Но все получают свою тарелку, потому что в глазах Бога все равно любимы.
Многие притчи Христа, такие как притча о блудном сыне или о потерянной овце, иллюстрируют безграничное Божье милосердие и желание вернуть каждого заблудшего. Христос общался с людьми всех сословий: грешниками, сборщиками налогов, прокажёнными. Даже те, кто отдалился от Бога, остаются объектом Его любви и желания спасения.
Я поняла, как важно видеть в каждом человеке образ Божий, даже если он искажён неприятным внешним видом, грехом и заблуждениями. И вместо того, чтобы осуждать, стараюсь проявлять сострадание и дать поддержку. Ведь зачастую за внешней грубостью и неприязнью скрываются боль и одиночество. Не случайно схиархимандрит Макарий (Болотов) говорил: «Утешай людей. Ругать-то их есть кому, а вот утешать некому. Утешай!».
Мне кажется в мире, полном осуждения и критики, доброе слово и утешение помогут человеку преобразить свою жизнь, изменить к лучшему и раскрыть свой потенциал, заложенный Господом.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение