Иак., 50 зач., I, 1-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь в лице своих святых, оставивших по себе письменное наследие, непрестанно напоминает нам, что если мы хотим быть в полной мере христианами, то мы должны стараться как можно чаще читать Священное Писание. Конечно, простого чтения как восприятия суммы информации недостаточно, чтение должно быть осмысленным, читая Писание, стоит соотносить прочитанное с нашей жизнью. Такое соотнесение редко вызывает радость и ликование, чаще же всего библейский текст нас обличает, и это хорошо, ведь принимая таковое обличение, мы потихоньку меняемся, меняется и наше отношение к миру, и ко всему в нём происходящему. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы Соборного послания апостола Иакова, в этом отрывке немало тех мыслей, мимо которых невозможно пройти, и которые представляют собой вызов для привычного нам взгляда на жизнь.
Глава 1.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
Людям свойственно стремиться к жизни спокойной, мирной, размеренной и предсказуемой. Собственно, об этом мы молимся за каждым богослужением, произнося слова из 2-й главы Первого послания апостола Павла к Тимофею: «Ещё молимся... дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:2). Однако вошедший с момента грехопадения Адама и Евы грех так или иначе оказывает влияние на нашу жизнь, а потому она далеко не всегда бывает тихой и безмятежной, большей же частью мы вынуждены проживать различного рода непростые времена, к которым можно относиться как к чему-то досадному и крайне неприятному, а можно и так, как то предлагает делать апостол Иаков в прозвучавшем только что отрывке его Соборного послания.
Напомню слова святого апостола: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). Далее он объяснил и причину для радости, оказывается, что искушения, или, иначе, неприятности, это не что иное, как испытание нашей веры, которое должно привести к стяжанию терпения, ну а терпение способно привести христианина к совершенству. Получается, что конечный смысл выпадающих на долю человека испытаний состоит в том, чтобы человек стал совершенным. Конечно, когда мы читаем о совершенстве в Священном Писании, нам стоит помнить, что речь здесь идёт вовсе не о том совершенстве, о котором мечтают впечатлённые фитнес-моделями юные девушки, в библейском понимании совершенство — это, с одной стороны, та совокупность приобретённых качеств человека, которая делает его по-настоящему взрослым и ответственным, а с другой, это приближающая к Богу степень духовного развития. Оказывается, что и первое, и второе невозможно без испытания веры через различного рода нестроения.
Думается, что эти слова святого апостола чрезвычайно актуальны в наше довольно беспокойное время. Нам важно помнить, что апостол Иаков писал своё Послание не в ситуации финансовой и политической стабильности, его слова — это не плод теоретизирования, это выражение собственного непростого опыта, того опыта, который в конечном итоге привёл апостола к казни от рук его соплеменников иудеев. Выраженный апостолом опыт помог ему остаться до конца верным Христу, а это и есть высшая степень совершенства, и её можно приобрести. Дай Бог, чтобы именно к такому совершенству все мы стремились, и чтобы данная апостолом Иаковом инструкция по приобретению истинного совершенства не осталась без нашего внимания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



