
Архиепископ Иннокентий (Борисов) — известный проповедник и духовный писатель XIX-го столетия. В 1997-м году он был прославлен Церковью в чине святителя. Профессор богословия, владыка долгие годы преподавал в Петербургской и Киевской духовных академиях, и обладал удивительным даром слова. Проповеди владыки Иннокентия широко распространялись в печатном виде по всей России, переводились на иностранные языки. Его называли русским Златоустом. И сегодня мы можем в этом убедиться, открыв сборник проповедей архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического, который называется «Пасхальная радость. Слова и беседы».
Как становится понятно из заглавия, книга посвящена Пасхе. В ней собраны проповеди святителя Иннокентия на каждый день Светлой седмицы, начиная с самого праздника Светлого Христова Воскресения. «Радостен, братья, праздник сей и на земле; как же светел и торжествен он должен быть на небе!», — эти слова архиепископ обращает к пастве — а теперь и к нам, читателям — в первый день Пасхи. Вот как святитель размышляет о том, для чего умер и воскрес Христос: «Мы радуемся и веселимся, когда родственник или друг наш восстанет с одра тяжкой болезни; а ныне единственный Друг и Спаситель наш, Наставник и Искупитель наш, восстал из гроба! Мы торжествуем, когда сделаем какое-либо земное приобретение, а ныне, в лице воскресшего Спасителя, нам возвращено всё, потерянное во Адаме!»
В понедельник Светлой Седмицы святитель Иннокентий предлагает задуматься о том, как должно праздновать Пасху Христову. Архиепископ Херсонский и Таврический обращается к словам апостола Павла, согласно которым Пасху следует встречать в чистоте и истине. «Праздник всякий любит чистоту; мы очищаем к праздникам дома наши и одежды. Но для Воскресшего нужна не сия чистота. Он готов принять нас в рубищах, готов нагих посадить за трапезу с собой, коль скоро душа чиста и облечена в одежду невинности. Посему, празднуя Пасху, надобно заботиться не об одной чистоте домов и одежды, а прежде всего о чистоте души и сердца», — наставляет святитель Иннокентий.
Главная же мысль, которая объединяет все проповеди в сборнике, состоит в том, что в Воскресении Христовом совершилось для каждого из нас торжество надежды. Спаситель показал: не только дух человеческий не умирает, но и тело станет бессмертным. «О, братья, какое сердце не возрадуется при этом и не проникнется огнём любви к Воскресшему!» — восклицает святитель. Каждая фраза архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического наполнена Пасхальной радостью. И в любой самый будний день можно ощутить настроение светлого праздника, читая слова святителя: «Смотрите! Царские врата отверзты, и Престол благодати виден всякому: это приглашение домой!»
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Иван Чарота. «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков»
- Священник Павел Гумеров. «Три кита семейного счастья»
- Священник Владислав Береговой. «Семья, дети, работа. Строим жизнь по-христиански»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема