О десяти Божьих заповедях человечество знает со времён Моисея. С тех пор, как Господь начертал Свои «Десять слов» на двух каменных скрижалях. Заповеди Блаженств не на слуху, но тоже известны издревле – со времён Нового завета.
А правила дорожного движения – для пешеходов и для автомобилистов – берут своё начало с конца девятнадцатого века. Когда на площади перед лондонским Парламентом был установлен первый, тогда ещё механический, светофор.
Уже в детском саду малышам объясняют, как правильно переходить дорогу, показывают, как выглядит «зебра», объясняют, для чего нужен подземный переход. Ученик автошколы усердно заучивает билеты с обозначениями дорожных знаков, разметки, жестов регулировщика. Учится объезжать препятствия и правильно парковаться. Потому что, прежде чем он получит долгожданное право на управление автомобилем, ему придётся сдавать экзамены. Сложные, в три этапа. И всё это для того, чтобы и пешеход, и автомобилист знали: несоблюдение правил дорожного движения может привести к самым печальным последствиям.
Наша жизнь сплошь состоит из правил. Они – везде. Правила пожарной безопасности, правила поведения за столом, правила пользования электрическими приборами. Огромное количество правил, которые ограничивают нашу свободу, наше движение. Но мы, хотим этого, или не хотим, беспрекословно соблюдаем их. Потому что боимся последствий: наказания или серьёзной беды. Правила – у нас в подсознании, мы с ними живём с момента рождения.
Аварии на дорогах происходят из-за несоблюдения правил вождения. А сколько пожаров в домах из-за неправильного обращения с огнём? Сколько поломано, разбито, испорчено из-за неправильной эксплуатации, из-за несоблюдения инструкции, порядка действий, мер предосторожности? Нам об этом говорят в газетах, по радио, с экранов и ещё раз предупреждают: соблюдайте правила. И мы стараемся соблюдать.
И вот, несколько коротких строк из Библии. Несколько коротких правил. О них Господь сказал всего один раз. И записал в Книгу книг, где заповедовал жить по заповедям. Но, кто из нас сегодня может сходу назвать все десять? О заповедях Блаженства я уже даже не говорю.
Если я еду за рулём, то автоматически жму на тормоз, когда вижу красный свет. Но как часто я жму на тормоз, когда слышу в свой адрес обидное слово? Пожалуй, нечасто. Я вижу знак «Уступи дорогу» и вежливо пропускаю машину справа. Но часто ли я уступаю своё место в маршрутке, в очереди? Часто ли я уступаю в споре или в возможности приобрести последний товар? Клокочет ли у моего виска в подобные моменты: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» или «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»? Вспоминаю ли я о дне воскресном, как о дне, который Сам Господь освятил для отдыха и духовного делания, когда затеиваю утренний поход в цирк с детьми вместо Литургии?
Конечно, в условиях современного мира, круговерть правил, обязанностей и графиков захлёстывает и притупляет память. Порой, вообще трудно понять, какой сегодня день недели или даже который час. Тем более что Отец наш долготерпелив и многомилостив. Он долго ждёт и смотрит на наш человечий муравейник по-отечески. Но, если задуматься. Основа-то всего – в Божьих заповедях. И даже нарушение правил земных – это результат упорного несоблюдения правил небесных. Гордыня, злость, любостяжание – от этого ли не предостерегают нас слова Библии?
Человек соблюдает правила своего движения на земле, сохраняя свою земную, очень короткую, жизнь. А заповеди Божьего Завета сохраняют нам жизнь вечную. Где уже сейчас всё на своих местах и всё правильно.
Псалом 25. Богослужебные чтения

Жизнь человеческую не зря сравнивают с морем. Она бывает и тихой, и бурной. Но никогда, ни в дни тишины, ни в периоды треволнений, нельзя терять надежду на Бога. Потому что только Он единственный может быть нам опорой в этом постоянно меняющемся мире. О том и пишет царь и пророк Давид в своём псалме 25-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Псалом 25-й был написан пророком Давидом в крайне тяжёлых для него жизненных обстоятельствах. Против Давида восстал его собственный сын — Авессалом. Конфликт накалился настолько, что страна оказалась перед лицом гражданской войны. Царь, не желая кровопролития, пытался всячески найти мир с сыном. Но, к сожалению, тщетно. В итоге Давиду пришлось даже покинуть столицу, скрываться. Делал он это не из-за слабости, а потому что, повторюсь, не хотел проливать кровь — ни Авессалома, ни его сторонников.
Однако сын Давида всем сердцем желал власти. И властолюбие довело Авессалома до погибели. Бунтовщик впоследствии погиб, а Давид оплакивал кончину своего неразумного наследника. Но это было потом. На первоначальном же этапе конфликта пророк ещё мог находиться в Иерусалиме. Единственным утешением для него было посещение скинии — временного храма-шатра, в котором совершалось ветхозаветное богослужение. Здесь Давид искренне молился, просил Господа о помощи и наступлении мира.
Царь ищет ответа — почему беда пришла в его семью, в его государство? Он обращается к Богу с такими словами: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей... Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё». Давиду, и правда, не в чем было стыдиться. Он старался жить по заповедям Божиим, вести самый благочестивый образ жизни. Или как пишет он: «я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду».
Давид ищет ответа и смиряется, понимая, что его (ответа) придётся какое-то время подождать. И он готов к подобному испытанию, потому что осознаёт — возможно, ответ Господа может принести боль. Что в итоге и получилось. Авессалом погиб, но не потому, что Бог его умертвил, а потому что сам царевич упорно стремился к погибели, упрямо шёл против заповедей Божиих, обезумев от властолюбия.
Какой урок мы можем извлечь? Мы призваны понять, что далеко не всё находится в нашей воле, что далеко не все люди разделяют наши идеалы. Но отвечаем мы, прежде всего, за себя. Поэтому будем, подобно Давиду, жить в благочестии, ни с кем не искать вражды. Будем в Боге, Его храме, богослужении, обращённом к Господу, находить утешение. А то, что не от нас зависит, поручим Богу, себя, при этом, держа в строгом исполнении правды Господней. Или как пишет в заключении псалма пророк Давид: «А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа».
Псалом 25. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 25. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 25. На струнах Псалтири

1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема