Зимой 1918 года после служе́ния на фронте полковым священником в родное село Аглома́зово вернулся отец Николай Проба́тов. Волна октябрьского переворота вскоре достигла жителей села. Объявление о мобилизации в Красную армию было воспринято местным населением в штыки. Крестьяне, вооруженные вилами и топорами, решились на борьбу с гонителями Церкви и попросили отца Николая отслужить напутственный молебен. Уже в ближайшем уездном городе группа крестьян-мятежников была расстреляна из пулемета большевиками. Вслед за этим в Аглома́зово был направлен карательный отряд. Отец Николай благословил жену с восемнадцатилетним сыном Александром и пятилетними двойняшками Сергеем и Марией, уйти в соседнее село. Но сын был непреклонен в своем желании остаться с отцом. Ни уговоры, ни слезы матери на него не действовали. Холодной ночью, проводив семью, отец и сын вернулись домой, присели у печи и долго молчали. Наконец, заговорил отец.
О.Николай:
Что, Саша, не жалеешь, что остался?
Саша:
Ни минуты!
О.Николай:
А не боишься?
Саша:
Боюсь…
О.Николай:
Это ничего. Я тоже боюсь. Но Бог нас сейчас укрепит, пока мы тут сидим, вот увидишь! Подкинь-ка еще дров, холодно стало!
Саша:
А если ты тоже боишься, почему мы все не убежали? Местные говорили: беги, убьют! А ты и глазом не повел. А теперь говоришь, боишься…
О.Николай:
Я, Саш, бегать - никогда не бежал и сейчас не буду. От креста не убегают. Вот ты почему остался?
Саша:
Я…тебя не хотел одного оставлять..
О.Николай:
По любви, стало быть?
Саша:
Угу
О.Николай:
И я вот, по любви к Го́споду Нашему и Кресту Его остаюсь. Ты как верный сын остался. И я как верный сын Го́спода должен был остаться. А бояться – это ничего. Вот, помнишь, что мама сказала, когда кончила плакать?
Саша:
Что Господь не посылает испытаний выше наших сил…
О.Николай:
А откуда она это взяла, помнишь?
Саша:
Из Апо́стола, может? Там же было…Бог, мол, не будет искушать сверх сил, но… Как же там?… И даст облегчение, чтобы…Забыл! Все забыл, отец! Все из-за этого безумия, что вокруг творится! Даже и за Псалти́рь взяться некогда! Когда же все это кончится?!
О.Николай:
А ты на чужое безумие свою нерадивость не списывай! Ничего, не мучь себя, сейчас найдем это место. Принеси-ка Писа́ние. Помнишь главу?
Саша:
Нет…Это к Кори́нфянам послание?
В этот момент Священное Писание, которое Александр взял со стола, упало прямо на колени отцу Николаю и раскрылось аккурат на десятой главе Первого Послания к Кори́нфянам Святого Апостола Павла.
О.Николай:
Ну вот, Сашенька! – воскликнул отец Николай, - Вот! А мы говорим: боимся, боимся! Вот как чу́дно укрепил нас Господь! Какой теперь страх?!
Отец Николай посмотрел на раскрытую страницу, сразу нашел нужную строчку и прочел:
О.Николай:
«Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести…»
В комнате воцарилось молчание. Оба, отец и сын чувствовали, что рядом с ними сейчас, здесь, незримо, неслышно, но ощутимо присутствует Некто Третий, укрепляющий и утешающий. Ибо иго Его благо и бремя Его легко…
Наутро отец Николай был арестован в числе других односельчан по списку, подготовленному местным учителем. Арестованные были подвергнуты многочасово́му допросу, терпя издевательства и побои. 11 декабря 1918 года отца Николая Проба́това и 17 его духовных чад повели к реке. Очевидцы, выжившие после расстрела, утверждают, что отец Николай, даже тяжело раненный, не переставал молиться вслух и просить Господа простить своих палачей. Умер он с воздетыми к небу благословляющими руками и недосказанной молитвой на устах. Священник Николай Проба́тов причислен к лику святых новому́чеников и испове́дников Российских на Юбилейном Архиере́йском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерко́вного почита́ния.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер