
2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда от христиан можно услышать слова, которые людей нецерковных смущают и кажутся им какой-то бравадой. «Мы во всём доверяем Богу», — говорят верующие в сложных ситуациях и тем самым будто бы отказываются от каких-то собственных действий, от собственного стремления себя обезопасить и защитить. Но должны ли верующие брать на себя какую-то часть ответственности? Важны ли их собственные действия? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Как-то однажды, когда мой отец служил священником в селе, он приехал на службу и закрывая машину, поставил её на сигнализацию. Увидев это, к нему подошёл мальчик, который гулял неподалёку, и спросил: «Батюшка, а для чего вы закрываете машину, если в ней есть иконы»? Вопрос необычный, и мы в то время живо его обсуждали. Очевидно, своим вопросом мальчик подразумевал, что наличие икон и крепкой веры водителя, должно гарантировать безопасность автомобиля без всяких замков и сигнализаций. На первый взгляд такая позиция выглядит очень благочестиво и того, кто будет рассуждать иначе, можно обвинить в отсутствии доверия Богу и надежду на собственные силы.
Однако, в сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел, обращаясь к Тимофею, рассказывает о некоем Александре меднике, человеке, который, по словам апостола, сделал ему много зла, то есть противодействовал проповеди. Был ли этот человек бывшим язычником или иудействующим, сказать трудно. В данном случае для нас важно другое. Рассказывая об этом Тимофею, апостол говорит: «Берегись его и ты!», то есть буквально советует ученику позаботиться о своей безопасности, вести себя мудро, учитывая, что есть человек, который активно противодействует проповеди. Впрочем, далее апостол говорит, что в трудную минуту Господь его укрепил и избавил от львиных челюстей.
Всё вместе это значит, что, проходя жизненный путь мы призваны соединять наши собственные усилия с надеждой на Бога... И не только в соработничестве с людьми, но и во всех иных сферах жизни. Мы должны исполнять правила техники безопасности на производстве, исполнять правила дорожного движения и помнить о том, что Бог сотворил всех нас свободными и попускает действовать не только тем, кто стремится к добру, но и тем, кто избирает путь зла. В известной степени мысль апостола созвучна русской пословице: «На Бога надейся, а сам не плошай». В этом «не плошай» звучит вовсе не недоверие, как может показаться, но понимание той свободы, которую даровал нам Господь! Когда Церковь призывает нас к доверию Богу, она не имеет в виду, что Он всё за нас решит, не поощряет духовного инфантилизма. Она призывает нас верить, что конечный результат наших усилий во многом зависит от Бога, но то, как и в каких условиях мы будем проходить свой жизненный путь, во многом зависит от нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема