1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В православной церковной традиции существует такое понятие — икономия. Слово это греческое и в прямом переводе означает — домостроительство или забота о домашнем хозяйстве. В переносном смысле под икономией понимается некоторое оправданное отступление от церковных законов, их смягчение в силу объективных и уважительных обстоятельств. Вот и в отрывке из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею говорится об икономии. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Итак, в прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы с вами услышали описание древней практики икономии. Речь про молодых вдов. Древнецерковное представление о том, как должна жить христианка, потерявшая мужа, было довольно строгим. Эта женщина не должна была выходить замуж повторно, но хранить верность умершему супругу, на деле подтверждая веру в святость и нерушимость брака. Вдовы также призывались к служению милосердия. Им Церковь поручала заботиться о бедных, больных, заключённых.
Однако далеко не все вдовы в христианской среде вели себя данным образом. Были те, кто только на словах исполнял положенное, а по факту занимался, как пишет Павел, распространением сплетен, организацией ссор и конфликтов, позоря и себя, и Церковь. Потому апостол и призывает своего ученика Тимофея выдавать молодых вдов замуж, чтобы они, разочарованные собственной личной жизнью, не портили её окружающим.
Да. Второй брак в древней Церкви воспринимался как нонсенс, как прямое и дерзкое нарушение заветов Христа. Но в ряде случаев икономия была возможной и даже необходимой. При этом, Павел указывает Тимофею, что вдова, вышедшая замуж, должна заниматься теперь семейными делами и оставить служение в Церкви. Чтобы не сложилась ситуация, когда эта женщина, сначала имитировавшая церковное служение, начнёт пренебрегать семейными обязанностями, ссылаясь на обязанности в храме. Икономия, как смягчение тех или иных норм, не является способом оправдать чьё-либо лукавство.
Упоминает в прозвучавшем послании апостол Павел и пресвитерское, то есть священническое служение. Здесь апостол тоже, по большому счёту, проявляет икономию. Нормой для того времени было, чтобы священники работали — совмещали церковное служение и светскую трудовую деятельность. Сам Павел зарабатывал на жизнь различными ремеслами. Но в отношении пресвитеров-тружеников, полностью посвятивших себя Церкви, апостол просит Тимофея проявить снисхождение. И тем, кто всё своё время отдаёт богослужению, проповеди, научению людей, дозволить жить за счёт пожертвований.
Но за пресвитерами и, прежде всего, за теми, кто только служит, но не работает, Павел призывает Тимофея следить строго, но непредвзято. Если на какого-то священника поступает жалоба, то она должна иметь подтверждение сразу от нескольких людей, чтобы не было места для субъективной клеветы. А если пресвитер всё же согрешил, ошибся, то указать на неправоту необходимо тоже при свидетелях из числа священников. Чтобы и они получили вразумление. Но делать это нужно с любовью, разделяя человека и его ошибки, как к тому призывает нас древний церковный принцип икономии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Искреннее служение в Церкви, безусловно, приносит радость. Но мир наш так устроен, что даже самое хорошее дело испытывает на себе влияние зла, существующего не само по себе, а как неправильное проявление свободной воли человека. И огромная мудрость состоит в том, чтобы бороться именно со злом, а не с людьми. Об этом в отрывке из 5-й и 6-й глав первого послания к Тимофею рассуждает апостол Павел. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Святой Тимофей, первый епископ малоазийского города Эфеса, был одним из самых верных учеников апостола Павла. И Павел, видя искренность Тимофея, его горячее желание служить Церкви Божией, поставил его руководить очень непростой, но в миссионерском плане перспективной общиной Эфеса. Тимофею тут, конечно, пришлось несладко. Молодому епископу нужно было постоянно преодолевать трудности, улаживать нестроения в жизни порученной ему церкви.
Кто только ни доставлял беспокойств Тимофею! Среди эфесских христиан имелись: любители устраивать споры и ссоры, греховные мечтатели, желавшие вернуть прежние языческие порядки жизни, капризные вдовы, тщеславные проповедники. Список можно продолжать и дальше. И, конечно, от такой нагрузки немудрено было впасть в уныние. Апостол Павел понимал, что верного ученика необходимо поддержать. Поэтому направил ему послание, в котором даёт много полезных советов Тимофею.
Призывает Павел молодого епископа не поставлять новых служителей Церкви без предварительного испытания. Сам апостол неоднократно сталкивался с тем, как люди, загоревшись сначала верой, потом быстро угасали. Разочаровавшись в собственном служении, они затем начинали вредить общей репутации Церкви. И Павел призывает Тимофея смотреть больше не на слова, а на поступки людей. И поставлять на служение только тех, кто больше делает, а не говорит.
Среди эфесских христиан были люди различного происхождения. В том числе, и рабы. Апостол, безусловно, выступал за здоровую общественную свободу, но он понимал также, что отмены рабства можно добиться только мирным, постепенным образом. Революция же приведёт к раздраю и появлению новых, ещё более серьёзных изъянов общественной жизни. Потому Павел и призывает рабов-христиан уважать хозяев. Даже язычников. А господ-христиан апостол просит заботиться о рабах и, если есть такая возможность, отпускать их на свободу.
Ещё одна проблема, терзавшая изнутри Эфесскую церковь, состояла в том, что некоторые из местных христиан любили спорить, ссориться. Эту свою страсть они прикрывали стремлением защитить веру от различных искажений. Однако апостол прямо говорит, что скандальное поведение не только никого и ничего не защищает, но только разрушает всё вокруг. Потому что нельзя отстаивать чистоту веры, если ты не любишь людей.
Призывает Павел Тимофея, а через него и всех эфесских христиан, удаляться от роскоши, довольствоваться необходимым. И дело не только в том, что большие деньги часто служат источником для различных страстей. Так бывает, что богатство одного человека существует за счёт многих окружающих его людей. Один богатеет, а другие из-за него беднеют. Павел не выступал против того, чтобы люди жили достойно, если они зарабатывают деньги честно. Он обличал богатство, нажитое греховным образом и служащее источником для порочного образа жизни.
Приведённые советы апостола Павла актуальны и для наших дней. Давайте же учиться мудрости у великого ученика Христова. И благодать Божия будет неотступно присутствовать в наших жизнях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Развитие города в Древней Руси». Анастасия Федорина
У нас в студии была научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Анастасия Федорина.
Разговор шел об истории развития древнерусского города и его окрестностей на примере Владимира и Суздаля, как формировались и росли большие села и какое место в жизни людей играли храмы и монастыри.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер