
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой главный признак подлинно верующего человека? Как отличить подлинную духовность от ложной? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Дар предсказывать будущее, способность врачевать недуги, сила управлять стихиями этого мира, особая проницательность ума, контроль над собственным телом и эмоциями — зачастую именно это в нашем представлении — явные признаки человека, который ведёт духовную жизнь. И это однозначно так. Каждый из нас создан по образу Божию. А потому в каждом скрыт огромный духовный потенциал. И если человек думает не только об удовлетворении своих плотских, животных потребностей, но и уделяет достаточно внимания духовной стороне своего существа, он способен раскрыть этот потенциал. Это всё равно что ходить в спортзал два-три раза в неделю. Даже если тренируешься хотя бы на троечку, в любом случае хоть какой-то прогресс будет. Хотя бы не будет болеть спина и мышцы будут в тонусе. А если подчиняешь этим занятиям всю свою жизнь — успех придёт однозначно.
Действительно, опыт жизни свидетельствует, что сверхъестественные духовные способности приобретают не только христиане. В каждой религии есть мистические течения. Их представители могут демонстрировать поразительные вещи. И пророчества, и исцеления, и владение телом, и силу управлять миром живой и неживой природы. Чего стоят одни восточные практики! Восточные монахи-аскеты могут разогревать своё тело до высоких температур, словно печь, и сушить на нём ледяные простыни одну за другой. Они могут левитировать, ходить по воде, переносить боль, надолго погружаться в глубокую медитацию, продолжительное время ничего не есть. Они могут становиться сильными и ловкими, словно дикое животное. Они могут останавливать своё сердце и снова его запускать. Они могут жить дольше, чем обычные люди. И многое другое, что поражает воображение.
Безусловно, подобные способности могут быть и у христианских подвижников. Сам Христос постоянно демонстрирует в Евангелии власть над миром физическим и миром духов. Это же делают и те, кто стал Его верными последователями. Однако не это признак подлинной духовности. Эти качества могут быть у духовного человека, а могут и не быть. Вспомним Иоанна Крестителя, которого Христос назвал величайшим из рождённых. Он не сотворил ни одного явного чуда. И, напротив, сверхъестественных и поразительных явлений ждали и требовали от Христа Его противники.
Сегодня апостол напоминает нам, что подлинный Дух Христов — это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. А самое наивысшее проявление этого Духа — способность переносить немощи окружающих людей. Это сила покрывать прегрешения своих близких. Особенно если эти немощи и прегрешения направлены против нас. Это способность не платить в ответ им той же монетой. Именно таким качеством обладал отец из евангельской притчи о блудном сыне. Сила его любви к своему беспутному ребёнку была такова, что вначале он отпустил его без ропота. А когда тот вернулся, так же без ропота, не теряя при этом своего отеческого достоинства, принял обратно.
Итак, подлинное духовное дарование, которое является признаком христианина, — это дар отцовства. Способность быть любящим родителем по отношению к людям, которые ведут себя с тобой порой как неразумные, злые, жестокосердные подростки. Именно эта способность свидетельствует о подлинной святости. Всё Евангелие и вся церковная дисциплина именно о том, как развить в себе это состояние. Его приобретение — это средоточие христианского подвига. Пусть со стороны это состояние выглядит не так грандиозно и не так поражает воображение людей, как способность творить сверхъестественные чудеса. Однако лишь Дух любви, милости и прощения способен дать нашему сердцу и нашей душе подлинные мир и радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
26 июля. О благоугодной жертве

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».
О благоугодной жертве — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда священник или епископ совершает крещение человека — младенца или взрослого, — он совершает пострижение волос этого человека, таким образом принося в жертву часть тела человека.
И вот в этом контексте очень интересными для нас являются слова апостола Павла. Он пишет как раз об этом же, что каждый христианин должен посвятить всё своё тело для разумного служения Богу.
О чём это может нам сказать? О том, что, заботясь о душе, совершая молитвенное правило, направляя свои силы на борьбу с помыслами, мы также не должны забывать о заботе о собственном теле.
Христианин должен поддерживать своё тело в балансе, в порядке, заботиться о своём здоровье, не пренебрегать занятиями физкультурой, спортом. Потому что очень часто бывает так и у людей верующих, и у неверующих, что ограничений порой нет ни в чём — ни во вредных привычках, ни в пище.
А когда мы заболеваем, то виноваты не мы, а вроде бы Господь. Вот Господь нам и говорит устами апостола Павла, что должны мы разумно служить Господу и телом, и душой, и, конечно же, заботиться и о теле, и о душе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июля. О литовских святых

Сегодня 26 июля. Собор всех святых, в земле Литовской просиявших.
О литовских святых — священник Стахий Колотвин.
Литва у нас воспринимается как традиционно католическая страна, но где есть вроде какое-то православное меньшинство. Тем не менее, если мы оглянемся вглубь веков, то увидим, что и сами литовцы, когда отходили от язычества, тоже колебались: то принимали князья, правители православия, то уклонялись к католичеству, то опять к православию возвращались.
Когда Литва в условиях монголо-татарского завоевания смогла ослабленные, порушенные русские земли захватить и себе подчинить, то в принципе Великое Княжество Литовское было по преимуществу православным по своему населению.
И мы видим, что Господь явил множество святых угодников, самых разных. Были и мученики, мученики за православную веру, были и благоверные князья, которые в условиях всё-таки католического государства отстаивали веру своих подданных, заботились о них, заботились об их просвещении, об их приближении к Богу.
Мы видим и тех, кто не смог ужиться либо в языческом, либо в католическом окружении и бежал на русскую землю, как Харитина, княгиня литовская, в Новгороде, как князь Довмонт стал величайшим псковским героем.
Точно так же мы видим, что и новомученики Церкви Русской, которые пострадали на литовской земле, продолжили вот этот путь святости.
Для нас это очень важный урок, что мы к святости приближаемся не когда вокруг нас множество святых, а в любых условиях, даже если вокруг тебя иноверцы, вокруг тебя иноконфессиональные христиане. Всё равно ты можешь сохранить истину и приблизиться к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июля. Об общении с ангельским миром

Сегодня 26 июля. Собор Архангела Гавриила.
Об общении с ангельским миром — священник Николай Яковлев.
Есть один эпизод в современной Церкви, который показывает и открывает, как же важно всем нам общение с ангельским миром. В свои годы удивительный Валаамский монастырь на время прекратил свою жизнь, потому что пришла богоборческая власть.
И вот, когда все монахи ушли, то остался один из них, который не покинул Валаам и жил в Смоленском скиту, постоянно молился, был совершенно один и совершал все богослужения, поминая живых и умерших.
И вот, когда один из паломников пришёл, увидел это и удивился, как же он всё это с усердием совершает, он спросил: «А почему ты один тут служишь? Никого же нет». И тогда игумен ответил: «Как никого нет? Этот храм полон ангелов».
И вот в этих словах вся сущность христианского миропонимания. На нашей земле, коль она создана Богом, не может быть пустых мест. Если мы не наполняем их молитвой, то всегда ангельский мир будет восполнять наши с вами обязанности, потому что слишком глубоко и таинственно создан небесный круг.
И вот венчает этот ангельский небесный свод сегодня прославляемый Церковью Архангел Гавриил, который традиционно иконографически воспринимается нами с державой в одной руке, как символом божественной власти, и лилией в другой руке, как символом чистоты.
И потому мы сегодня радуемся тому, что Архангел Гавриил и весь его Ангельский Собор как никогда близки к нам. Более того, он касается крыльями наших глав, вознося нашу соборную молитву к Богу, в Троице славивому.
Все выпуски программы Актуальная тема