
Апостол Павел
Еф., 224 зач., IV, 1-6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как преодолеть ощущение одиночества, покинутости и отчуждённости от людей и от мира? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел делает особый акцент на теме единства. Всех верующих во Христа он призывает «сохранять единство духа в союзе мира». Это очень примечательный момент. Оказывается, не только от Бога зависит единство христиан. Не только от того, что Сам Спаситель основал Церковь и послал Своим ученикам Святого Духа, благодаря которому церковная общность существует уже более двух тысяч лет. Наше единство напрямую зависит от каждого из нас.
Напоминание апостола весьма актуально. Ведь одно из главных последствий грехопадения — это раздробленность. Первое, что произошло с прародителями после нарушения заповеди — взаимоотчуждение. Они осознали, что они нагие. То есть увидели друг в друге посторонних и закрылись одеждой. Точно так они начали прятаться и от Бога. Перед Его лицом они ощущали себя словно голыми. Стыд жёг их совесть. Точно так Каин убивает Авеля, отъединяется от своих родственников и убегает в другую страну, которая в Священном Писании называется земля Нод, то есть земля странствований, скитаний, отчуждения. Точно так он строит первый город, отгораживаясь от окружающего мира, который теперь воспринимает как враждебный. И так далее. Чем дальше развивалась история человечества, тем сильнее проявлялась рассеянность и раздробленность.
В наше время эта отчуждённость ощущается как нельзя более сильно. Вроде бы созданы все необходимые условия для того, чтобы покончить с обособленностью. Телефонная связь на высоте. Однако парадоксальным образом порой это только подчёркивает наше одиночество. Раньше я хотя бы мог жить мыслями о встрече с теми, кто мне дорог. Надеяться, что, увидев их, я изолью свою душу. Я мог с нетерпением ждать весточки от них. А теперь меня лишили и этой иллюзии. Ведь лёгкий и быстрый доступ ко всякому человеку во всяком месте показывает, что я не умею держать себя открытым. Меня не хватает надолго. Чем дольше человек на виду, тем быстрее он начинает меня утомлять. Со временем моё общение с близкими становится очень поверхностным.
Так работает грех. Он заставляет меня зацикливаться на себе. Он побуждает меня раздражаться по всякому пустяку на окружающих. Закрываться от самых родных. Думать, что никто меня не понимает, на самом деле никогда не понимал и не поймёт. Ведь я — это особый случай. Я не такой, как все. Это состояние внутренней изоляции — предвестник духовной смерти. Мы можем быть окружены людьми, находиться в шумной компании, участвовать в масштабных публичных проектах, но ощущать себя оторванными от этой жизни. Подобно Каину, мы начинаем воспринимать этот мир как опасное, враждебное место. Во всём и во всех видеть подвох и угрозу.
Сегодня апостол Павел намекает, что, если мы не увидим этот свой недуг и не будем делать осознанных шагов, чтобы его преодолеть, даже Божия благодать, которую нам подаёт Господь, не в силах будет в конечном счёте помочь. Священное Писание и церковная традиция подсказывают, какие это шаги. Я должен ежедневно понуждать себя исполнять заповеди Евангелия. Стараться ради Христа послужить окружающим людям. Быть готовым каждого, кто обращается ко мне, встретить открытым сердцем, по силам стремиться принести ему пользу. На пути к этой цели мне нужна поддержка. Должны быть единомышленники. Опытные товарищи, которым я могу открыться, излить свою душу. Поделиться с ними своими сомнениями, спросить совета. Хорошо, когда таким спутником становится духовно опытный человек. Союз таких людей, которые живо общаются друг с другом на духовные темы, делятся друг с другом опытом воплощения в своей жизни заповедей Евангелия, и есть община. Наконец, вместе с этими людьми мне необходимо приступать к церковным таинствам. Ведь именно в них Бог подаёт нам свой Дух. Этот Дух заполняет ту форму, которую мы приготовили для Него своими трудами. В ответ на наше усердие этот Дух выводит нас на свет, возвращает нас из нашего внутреннего изгнания, показывает, что мир не враждебное место, и сообщает нам подлинное единство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема