
Когда готовишься ко Причастию, нужно прочитать три канона и Последование ко Святому Причащению. В текстах этих молитв очень много красивых и необычных фраз, сравнений. Мне нравится отмечать их для себя, чтобы потом посмотреть, как они звучат на русском языке, ведь тексты молитв написаны на церковнославянском.
Субботним вечером, готовясь ко Причастию и читая каноны, я обратила внимание на такую фразу из Молебного канона ко Пресвятой Богородице: «Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая».
Мне очень понравилось, как назвали Иисуса Христа — «Начальник тишины». Красиво, правда? Поэзия! Красиво и непонятно. Что это значит? Наверное, автор канона, монах Феостирикт, решил раскрасить свой текст вот таким поэтическим эпитетом — подумала я.
Воскресный день прошел спокойно и хорошо. Мы Причастились. А завтра наступал понедельник, начиналась рабочая неделя.
Утром в понедельник отключили горячую воду. Кое-как умыв детей, я стала выяснять у коммунальных служб причину этой неприятности, а главное, как надолго отключила горячее водоснабжение? Нужно было делать уборку, готовить еду. Оказалось — произошла авария. «Ожидайте, чиним», — ответили мне.
Ладно, буду обходиться холодной водой. Как-то приготовлю обед. Заказала доставку продуктов. Потом пошла выбросить мусор — и на лестничной клетке чуть не споткнулась о ведро с краской. Кругом штукатурка, было очень грязно, я закашлялась и испачкала одежду. Поняла, что в нашем подъезде начали в очередной раз делать ремонт. Теперь побелка, мусор, пыль — надолго!
Но где же мои продукты? Их давно должны были привезти! Открыла приложение доставки и с удивлением обнаружила, что мой заказ... отменен! «Сейчас все операторы заняты, Ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь, пожалуйста, на линии», — услышала я стандартную фразу в службе поддержки магазина.
Да, картина была незабываемая — я ужасно раздражена, очень устала от суеты, в которой нахожусь с самого утра, и, что самое печальное, практически ничего толкового до сих пор не сделала. А день почти прошел.
На следующий день мы с детьми пошли гулять. Погода стояла тихая осенняя, падали оранжевые листья. Проходя мимо храма, остановилась и, пока дети играли на площадке, с удовольствием любовалась спокойной красотой золотых куполов в лучах осеннего солнца. Так тихо и хорошо... Какой контраст со вчерашним днем! И тут я вспомнила молитву из Богородичного канона: «Умоляю, Дева, смятение души и бурю моего уныния рассеять...».
Весь тяжелый понедельник я пребывала в суете каких-то мелких бытовых забот. Всецело погрузилась в будничные проблемы, которые поглотили меня, мое время, мою душу. Действительно, внесли смятение, эти искушения. И вместо того, чтобы остановиться, успокоиться, помолиться об устроении всех дел насущных, создать в уме тишину, я продолжала нагнетать шум, отнимая покой и силы у самой себя. Почему не воззвала к «Начальнику тишины» — Христу — и Божией Матери? Почему не попросила Их помощи? И Господь, несомненно, все бы управил. А самое главное — Он Своей тишиной, исцеляющей ум, помог бы справиться с охватившими меня страстями — раздражением, гневом, осуждением.
Читая тексты молитв, я пришла к мнению, что это — не просто красивая поэзия, здесь каждая фраза на своем месте и абсолютно конкретна. Ведь молитвы написаны духовно опытными людьми — монахами, святыми, которые хорошо знали, с какими искушениями может столкнуться человек, и предупреждали об этом. Здесь все про нас, сегодняшних! Главное — нужно научиться внимать этим святым словам и применять их к себе.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 141. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если посещать все уставные богослужения Великого поста, то мы будем проводить в храмовой молитве не менее восьми часов в день. А если к этим часам прибавить ещё и домашние молитвы, то время беседы с Богом превысит и время сна, и время трудовой деятельности. Нет, Церковь не призывает нас отводить молитве столько времени, она лишь указывает на то, что молитва должна быть центром жизни христианина. С одной стороны, мы это и сами прекрасно понимаем. С другой же стороны нельзя не заметить, что абсолютное большинство наших молитв остаётся без ответа: мы произносим молитвенные воззвания, но мало что меняется, и мы, к примеру, годами не можем избавиться от своих страстей. Почему так? Почему Бог медлит в исполнении наших молитвенных просьб? Один из возможных ответов предлагает нам звучащий сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах 141-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Только что прозвучавший псалом начался с очень любопытных слов, на которые стоит обратить внимание: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился» (Пс. 141:1). Казалось бы: для чего вообще нужна эта фраза, ведь ясно же, что голос — это инструмент молитвы? Мы становимся перед иконами, или же каким-то иным образом поставляем себе перед Господом, и начинаем молиться, произнося те или иные слова. По какой же причине псалмопевец счёл необходимым начать псалом именно так?
Довольно любопытный и, как кажется, очень верный ответ на этот вопрос дал блаженный Августин, который заметил, что «многие взывают к Господу не своим голосом, но голосом своего тела». И в самом деле: мы зачастую произносим молитвенные слова лишь голосом нашего тела, тогда как нас самих в этом голосе нет, бывает, что мы и вовсе витаем во время молитвы где-то очень далеко, соответственно, наш истинный голос витает вместе с нами. По мысли блаженного Августина, в псалме под словом «голос» понимается нечто значительно более глубокое и важное, чем способность речёвого аппарата человека генерировать акустические волны. Сам блаженный Августин продолжил свою мысль так: «Внутренний человек, в котором верою начал вселяться Христос, не шумом уст своих, но умилением сердца своего, взывает к Господу. Бог не слышит там, где слышит человек: если ты не возопиешь голосом лёгких, рёбер и языка, человек не услышит тебя: мысли твои — это твой крик к Господу».
Получается, что истинный наш голос — это голос внутренних устремлений. Обратиться этим голосом к Богу мы становимся способны тогда, когда мысль не рассеяна, когда она без остатка устремлена к Богу. Такое случается, увы, нечасто. Как правило, к такой молитве мы становимся способны лишь в минуты крайнего отчаяния, того отчаяния, которым наполнен услышанный нами сегодня псалом. Однако стоит помнить, что Бог потому и попускает нам переживать непростые моменты, что они мало-помалу учат нас истинной молитве, которая должна стать нашим постоянным спутником.
Псалом 141. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 141. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 141. На струнах Псалтири
Учение Давида.
Молитва его, когда он был в пещере
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился.
2 Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог. Избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Помоги неверию моему. Клим Палеха

Мой родной дядя как-то спросил, зачем нужны догматы, почему церковь за них так держится? Честно сказать, я не был готов дать развёрнутый и исчерпывающий ответ, но в голову пришла аналогия, которая меня самого заставила задуматься о важном.
Дядя работает авиадиспетчером, и я попытался объяснить на понятных ему образах.
— Представь, если бы ты вёл на посадку самолёт, но действовал не по инструкции, а как сам считаешь правильным...
— Ну ты даёшь! — возмутился он. — Это уголовная ответственность!
— Вот, и в нашей православной вере также. Церковь — это такой же Корабль Спасения, который помогает человеку добраться из нашего греховного мира в Царство Небесное. А догматы — это такие же инструкции, которые, как и в авиации, являются незыблемыми. Если человек их не принимает, то он не может стать частью команды этого Корабля Спасения.
— То есть, догматы, это, своего рода, огни взлётно-посадочной полосы, — продолжил развивать аналогию уже не я, а мой дядя. — За них нельзя выезжать, и в тоже время они указывают цель...
Мне понравилось его рассуждение, но я постарался привести пример с конкретным догматом о том, что в Спасителе соединились две природы — Божественная и Человеческая.
— Это положение принято на Четвёртом Вселенском соборе ещё в пятом веке. Но с тех пор и сегодня те, кто не принимают его, оказываются чужды православной вере.
— Почему это так? — уточнил дядя.
— На этот вопрос кратко не ответишь, но одну из причин я понимаю так: если Спаситель — просто человек, просто учитель нравственности, то значит и смерть не побеждена и никакой небесный Иерусалим нас не ожидает. Тогда нет цели и нет надежды...
Я заметил, что скепсис моего дяди отступил. Он задумался. Мы договорились вернуться к этой теме после того, как он почитает историю Вселенских соборов. Интересно, какие аналогии придумает авиадиспетчер...
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение