
Фото: PxHere
Московский водопровод — не только неотъемлемая часть жилищно-коммунального хозяйства столицы, но и важная страница истории Первопрестольной, памятник инженерно-технической мысли, которому уже более двухсот лет.
Датой основания Московского водопровода принято считать 28-е июля 1779 года. В этот день императрица Екатерина Великая подписала указ «О проведении чистых вод в Москву». Однако строительство водопровода в Белокаменной предпринималось и прежде — во времена Ивана Калиты, затем при Дмитрии Донском и Иване Третьем... В царствование Ивана Грозного деревянные конструкции подводили воду из Москвы-реки к Кремлю. А при царе Алексее Михайловиче был построен первый напорный водопровод — и снова для нужд царского двора. Екатерина же задумала строительство общегородской централизованной сети водоснабжения, которой могли бы пользоваться все москвичи. Руководителем проекта императрица назначила генерала-поручика Фридриха Вильгельма Бауэра, и выделила на устройство водопровода из государственной казны миллион рублей — огромные по тем временам деньги. Двадцать пять лет длились строительные работы. Наконец, в октябре 1804-го, уже при императоре Александре Первом, Московский водопровод был торжественно запущен. По конструкциям общей длиной более 20-ти километров из реки Яузы близ села Мытищи вода самотёком поступала в водоразборные фонтаны Москвы. Два из них сохранились до сих пор. Петровский — на Театральной площади, и Никольский — в Нескучном саду. Водопровод частично проходил под землей, но некоторые его участки были открытыми. Ежедневно в город поступало триста тысяч вёдер воды. Учитывая, что в Москве тогда проживало всего около двухсот тысяч человек, этого количества вполне хватало на всех — и для питья, и для водных процедур, и для приготовления пищи.
Однако Москва быстро росла, и со временем Мытищинский водопровод потребовал серьёзной модернизации. К 1888-му году в Москве появились еще четыре водопровода — Преображенский, Андреевский, Ходынский и Артезианский. Тем временем инженер Николай Зимин приступил к масштабной реконструкции первого московского Мытищинского водопровода. Так у Крестовской заставы появились две знаменитые водонапорные башни. Работы по усовершенствованию водопровода велись постоянно. В результате к началу ХХ века протяженность московской городской водопроводной сети составляла 110 километров, а расход воды увеличился до трёх с половиной миллионов вёдер в сутки. В советское время, когда в 1937-м был открыт Канал имени Москвы, вода в столицу стала приходить из Волги благодаря Восточной водопроводной станции.
Сегодня Московский водопровод — это сложнейшая мощная разветвлённая система. Однако начало ему положил всё тот же первый водопровод, запущенный когда-то по указу Екатерины Великой.
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема