
Каждый день в летний период я рано утром выхожу на пробежку в парк. Признаюсь, что порой сложно заставить себя подняться с тёплой постели, но как оживают душа и тело от сочетания движения и ощущения близости природы.
Пока бегу по дороге слушаю в наушниках лекцию, а зайдя в зелёные аллеи, все выключаю и начинаю настраивать слух на звуки природы. Это — и щебетание птиц, и шелест листвы, и мягкий плеск воды в озере. Вдыхаю воздух. Он так свеж и чист, что не напиться им. Бегу.
Дорожки для бега идут серпантином. Окружают их и просторные равнины, и пологие холмы, и густые рощи, и гладкие озера. Но моё внимание неслучайно привлекают деревья. Совсем недавно читала заметки святого Космы Этолийского, где он пишет, что люди станут бедными, потому что не будут любить деревья. И, действительно, как бедна душа, которая погрязла в заботах о материальном и не видит красоту природы, не любит её. А Бог нам все уже дал для радости прямо сейчас. И солнце, и ветер, и деревья, и чистое небо над головой. Ведь мы сами делаем себя несчастными, больными, удаляясь от природы.
Когда я, будучи волонтёром, ухаживала за онкобольными с четвертой стадией рака, заметила, что многие на протяжении последних вообще не бывали на природе. А некоторые категорично говорили о том, что её не любят, им нравится быть только в городе. Конечно, не закономерность, но мне кажется, есть над чем задуматься... Я навсегда запомнила слова моей бабушки, что чем ближе человек к природе, тем больше в нем здоровья.
Благотворное воздействие природы на человека замечено давно. Издревле многие иноки селились в отдалённых уголках, в горах, лесах, в дикой природе. Там молились, трудились и испытывали, в том числе, духовную радость от соприкосновения с красотой сотворенного Богом мира.
Я увидела это своими глазами, когда летом приехала на остров Валаам. Глядя на отвесные скалы, хвойные деревья и зеркальную гладь Ладоги, так и хотелось повторять слова из 26-го псалма Царя Давида: «Одного просил я у Господа: созерцать красоту Господню во все дни жизни моей!».
Природа — свидетельство о Боге. Второе Евангелие. В ней все гармонично и идеально. Созерцая ее, мы приходим к понимаю величия Творца, Его мудрости во всем. Об этом написано в Евангелие от Матфея: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!».
Все для человека! Вся эта красота для нас. Она умиротворяет, побуждает в человеке благоговейное желание прославления Бога и высокие эстетические ощущения.
И вот, пробегая рядом с раскидистыми ивами, могучими дубами, кучерявыми берёзами и зелеными липами, которые стоят неподвижно уже: 20, 30, 60, 100 лет, я не мчусь мимо. Я вижу. Я люблю. Я благодарю Бога за красоту. И также понимаю, что задача человека в отношении к природе — не просто пользоваться, питаться ею и ставить себе на службу, а заботиться и хранить.
Поэтому раз в год с детьми, мы обязательно выбираемся на посадку деревьев. А также участвуем в субботниках, облагораживании территорий в городе. Сажаем растения и у себя в саду. Преподобный Амфилохий Макрис говорил: «Кто растит дерево, растит надежду, растит мир, растит любовь и получит благословение от Господа». Беречь. Любить. Охранять нашу природу. Нашу Родину. И тогда мы будем и здоровее, и счастливее и через красоту мира приблизимся к вратам Царствия Божия.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема