
С самых ранних лет нас учат быть вежливыми и благодарить, говорить «спасибо» — за подарок, вкусную конфету, интересное занятие. Уже двух-трехлетний малыш прочно имеет в своем небольшом лексиконе такое понятное «спасибо». Это слово становится нашей повседневностью, обыденностью. Вырастая, мы иногда, увы, его сокращаем или коверкаем: «пасиб», «спасибки», «спс». А потом с удивлением узнаем, что на самом деле там есть что-то про Бога. «Спасибо» дословно «спаси Бог». То есть выражая благодарность кому-то и говоря ему «спасибо», мы желаем этому человеку спасения.
Нас порадовали чем-то хорошим — мы поблагодарили. Получается, спасения мы желаем тому, кто сделал нам приятное. Меня как-то поразил рассказ одного священника. Он в детстве, мальчиком, баловался в храме, и кто-то сделал ему замечание. Мама будущего батюшки поблагодарила эту строгую прихожанку: «Спасибо, что воспитываете моего сына». «Наверное, ей было непросто так отнестись к ситуации. Но она честно и спокойно поблагодарила незнакомого человека за замечание», — рассказал батюшка.
Это очень трудно, согласитесь. Тебе сделали замечание, покритиковали, негативно отозвались о твоей работе, а ты вместо того, чтобы обидеться, искренне говоришь «спасибо». Такое смирение — маленький шаг ко спасению. Бабушка помогла поупражняться в смирении — приблизиться ко спасению мальчику и его маме. И в ответ услышала пожелание спасения в ответ.
Думаю, мы спасаемся не только тогда, когда слышим «спасибо», но и когда говорим «спасибо» другому, тем более если это так сложно сделать искренне.
В православной среде есть традиция произносить слова благодарности полностью — «Спаси, Господи». В ответ на это пожелание можно услышать — «Во Славу Божию». В данном контексте мне очень понравилось, как интересно закольцовывается круг спасения людей: тебе сделали доброе дело, ты поблагодарил и помолился тем самым о спасении этого человека. А он, в свою очередь, засвидетельствовал, что содеянное или сказанное им имело целью прославление Бога. Ну вот как после этого не будешь максимально бережно относиться к произнесению «спасибо»? Сколько в нем спрятано смысла, красоты, духовности.
«Спаси Бог». Цель нашей жизни — спасение. И Господь все делает для спасения Своего любимого творения. Простым каждодневным «спасибо», таким привычным, мы испрашиваем у Него спасения друг для друга.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема