Однажды днём мой муж сказал между прочим, что его снова начал беспокоить зуб и надо бы дойти до стоматолога. Я спросила, нужна ли обезболивающая таблетка, он отказался. Терпимо. И разговор переключился на другие темы, а потом я и вовсе убежала из дому по журналистским делам.
Вечером пришла, переполненная впечатлениями, оживлённо рассказывала мужу об открытии выставки, где побывала, о встречах с общими знакомыми, и показывала фото, сделанные по дороге домой: погляди, какой ландшафт, а вот силуэт монастыря, красота же!.. А вот ещё кота встретила, смотри, до чего выразителен!
Но муж реагировал как-то отстранённо. Я недоумевала внутри себя: что не так? Ведь мы же всегда на одной эмоциональной волне! И ничего же не случилось дома, пока меня тут не было несколько часов: муж просто сидел за компьютером и работал над текстом, всё по плану... Может, я не вовремя со своим щебетаньем? Может быть, сбила с мысли?
«Ну что ты, всё в порядке!» — говорит он с какой-то извиняющейся улыбкой.
Казалось бы, ничего не произошло, но на него словно тучка набежала, а я не могу понять, откуда. Мы почти всегда вместе, всегда открыты друг для друга, и такая нежданная «тучка» мне неприятна.
Я встала перед иконой Богородицы и начала молиться о мире и взаимопонимании в семье... И тут до меня дошло: да у него же зуб болит! Весь день! Просто не жалуется! Терпит, превозмогает, работает, ещё и мои впечатления выслушивает и старается радостные эмоции мне не омрачать.
А я забыла про зуб-то. Не жалуется же! Даже не спросила — болит ли, нет. Ну как же так? Ведь самый близкий человек...
В общем, достала я из шкафа аптечку, выдала мужу таблетку. И стакан воды подала, запить. И записала на завтра к врачу. За медицину у нас дома всегда я отвечаю.
Знаете, о чем потом размышляла, пока посуду мыла? О любви, поддерживать которую надо постоянно. В себе, прежде всего. Об умении слышать ближнего. По-настоящему слышать, расслышать, а не просто ответить что-то формально и снова нырнуть в собственный поток, что и произошло со мной.
А чтобы услышать, нужно замолчать, отрешиться от себя, понять и почувствовать ближнего. Любого ближнего! А супруга — тем более. И тогда единение будет незамутнённым, без набежавших туч.
Христос возлюбил мир до конца, его пример самопожертвования, его крестные страдания за наши грехи — это любовь абсолютная. Нам же хотя бы чуткости научиться. Для начала.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема