
Несколько лет назад я стала участвовать в приходской воскресной благотворительной ярмарке. Варила самые разные варенья и приносила их на продажу. Подруга стала привозить мне с дачи какие-нибудь фрукты или ягоды для моих экспериментов со вкусами. За что я ей, конечно, была благодарна. До поры до времени.
Как-то раз она привезла мне целый ворох мясистой сочной мяты. Я попробовала добавить мяту, точнее, отвар из нее, в варенье. Получилось неплохо. Уже собралась выбросить жмых — листики, которые вынула из сиропа, но тут мне в голову пришла мысль эти листики остудить, отжать и высушить. Когда пропитанные сладким сиропом листочки высохли, превратились в очень вкусные цукаты. Деликатес! Засахаренная мята — по аналогии со знаменитой во Франции засахаренной фиалкой.
Я расфасовала цукаты по пакетам и отнесла на воскресную ярмарку. Они имели огромный успех! И подруга стала носить мне почаще свою дивную мяту — на цукаты.
Будним вечером я возвращалась с работы очень уставшая. Неожиданно позвонила подруга и сообщила, что только вернулась с дачи и привезла мне пакет мяты, оставила в храме. Спросила, могу ли я сейчас забрать его по пути домой? «Хорошо», — согласилась я. Зашла в храм... и мне вынесли не пакет, а целый сноп этой мяты! Пока размышляла, куда мне столько, пришло сообщение от дарительницы — она очень радовалась, что ярмарочный ассортимент основательно пополнится полюбившимися всем прихожанам цукатами.
Придя домой, я села и кисло уставилась на «сноп». Был глубокий вечер, я уставшая, завтра на работу — а тут... мята. Дело в том, что мяту нельзя хранить. Она очень быстро вянет или чернеет. А на цукаты годятся лишь свежие мясистые листья. То есть, обрабатывать полученное сырье нужно прямо сейчас. Обрабатывать — это значит оборвать все листики, выбрав самые сочные и красивые, промыть каждый тщательно в воде, затем засыпать сахаром и оставить до утра давать сок.
Скрепя сердце я принялась за работу. Как же хотелось побыстрее ее закончить! Оборвать не все годные листики, выбросить половину со стеблями. Конечно, понимала, что люди ждут от меня вкусных цукатов. Что каждый пакетик, проданный на ярмарке, — это помощь храму и его подопечным. Что мята не моя, в конце концов, а пожертвованная для общего дела, поэтому я не могу вот так выкинуть половину. Да и жалко было эти нежные зеленые листики! Это же так прекрасно, что каждый из них может стать маленькой радостью для кого-то.
Сгорбившись, я кропотливо и честно перебирала мяту, думая о двух вещах. Терпение! Все получится, ведь не может не радовать предстоящий результат и то, что этот посильный вклад в общее дело будет весьма полезным и... вкусным. А второе, о чем я сразу вспомнила, — это Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», — напевала я протяжно, в такт ритмичному процессу обрывания листочков. Чувствовала, как молитва будто вытягивает усталость, дает силы, хорошее настроение.
С Божьей помощью уже в ночи на столе были разложены сотни, если не тысячи, листиков! И пришла в душу такая радость! Молитва изменила мое состояние из «нет сил трудиться» на «хочется порадовать людей». Господь дал терпение и силы. Я запомнила этот опыт. Лишь с молитвой можно преодолеть себя ветхую и обрести силы выполнить то, чего на самом деле просит душа.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великая Пятница, христиане всего мира вспоминают в этот день Распятие Господа нашего Иисуса Христа. С того дня, когда Спаситель мира был приговорён к позорной казни, прошло без малого две тысячи лет, но человеческий ум по-прежнему не может до конца вместить случившееся: как может быть убит Воплощённый Бог? Да, безусловно, у нас есть поистине гигантское количество литературы, которая пытается осмыслить случившееся на Голгофе, однако в полноте выразить словами сделанное для нас и за нас Христом невозможно. Сегодня во время богослужения Великой Пятницы звучит отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке апостол Павел написал о Смерти нашего Спасителя, и апостольские слова стоит всегда держать в памяти. Давайте их послушаем.
Глава 5.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
Литература, которая пытается осмыслить Смерть Христа на Кресте, делает акцент не только на самом Распятии, но и на том, почему оно случилось, и, размышляя о причинах Распятия, многие светские исследователи упираются в конфликт между религиозной знатью Израиля и Христом. Описанию этого конфликта, его причин и развитию посвящены целые библиотеки. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то обнаружим в них совсем иной подход: апостолам совершенно неинтересны те причины Распятия, которые может перечислить историческая наука, апостолам интересно другое — чем Смерть Христа была по своей сути? И в чем её первопричина?
Только что нами услышанный отрывок Послания к Римлянам даёт ответ на оба этих вопроса.
С точки зрения апостола Павла, Христос умер для того, чтобы спасти человечество от гнева Божия. Павел построил свои умозаключения на противопоставлении вражды и мира. Человечество до Христа находилось в состоянии вражды с Богом, и проявлялась эта вражда в неблагодарном пренебрежении Богом со стороны людей: люди попросту не могли поступать как-то иначе, ведь наша природа искажена грехопадением прародителей, и книга Бытия свидетельствует, что первые люди, согрешив, отнюдь не спешили осознать свой грех, напротив, они начали дерзко оправдывать себя пред Богом, и тем самым лишь ухудшили своё положение. Дальнейшая история человечества шла по этому же пути: люди умудрялись любое Божие благодеяния обращать себе во вред, усиливая вражду между собой и Богом. Конечно, ветхозаветное человечество знало и праведников, однако праведники не могли изменить общей картины, ведь грех стал доминантой человеческой жизни.
Смерть Христова всё изменила: Христос, умерев, примирил нас с Богом, Он, будучи Богом и Человеком, восприняв на Себя наше естество, пройдя весь путь человеческой жизни и ни в чём не согрешив, воссоздал разрушенное Адамом, — Он исцелил наше естество и изменил человеческие взаимоотношения с Богом. Конечно, в полной мере осознать слова апостола Павла довольно непросто, мысль об оправдании Христовой Кровью, пожалуй, одна из самых сложных во всём новозаветном богословии, и вместе с этим интуитивно её можно понять: всякий грех требует наказания, и это не какая-то прихоть Бога, это закон жизни, и мы прекрасно знакомы с этим законом, и поистине страшно представить, во что превратится наш мир, если в нём не будет наказаний за преступления. Христос взял на Себя все наши грехи, все наши нравственные преступления, и Он, не имея за Собой никакой вины, умер за грешников, ради того, чтобы бывшие грешники обрели свободу и мир с Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великий Четверг. Тайная Вечеря». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в студии руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о смыслах Великого Четверга и об истории установления таинства Причастия Спасителем на Тайной вечери накануне Своей Крестной смерти.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Третья беседа со священником Андреем Щенниковым была посвящена тому, как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и тому, как Иуда предал Спасителя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Великий Князь Сергей Александрович». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Наша гостя рассказала об удивительной исторической находке в Москве — обнаруженном основании давно разрушенного храма Преображения Господня при братском кладбище жертв Первой Мировой войны, который был построен знаменитым архитектором Алексеем Щусевым, по просьбе княгини Елизаветы Федоровны.
Также разговор шел о выставке «Августейший хозяин Москвы», посвященной Великому Князю Сергею Александровичу и о его роли в истории города.
А также об установке памятника Великокняжеской чете Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне, установленном в Климентовском переулке города Москвы осенью 2024 года в день 160-летия со дня рождения Великой Княгини. И о многочисленных трудах Великокняжеской четы, благотворительных и социальных начинаниях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер