2 Кор., 168 зач., I, 8-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в жизни такие ситуации, в которых по доброй воле не хочет оказаться ни один человек. Это те ситуации, в которых от нас перестаёт что-либо зависеть. Апостолы Христовы во время своего миссионерского служения неоднократно оказывались в тюрьмах, иногда над ними нависала опасность казни, и от них уже ничего не зависело, ведь решение принимали не они. Доводилось апостолам подвергаться и нападению разъярённой толпы, и тогда от них тоже переставало что-либо зависеть. К таким ситуациям можно относиться по-разному, кого-то они могут сломать, ну а апостолы находили в них путь к укреплению веры во Христа. Об этом мы можем прочитать в 1-й главе Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
В начале только что прозвучавшего отрывка апостольского Послания к Коринфянам Павел упомянул некую скорбь, бывшую в Асии. Чаще всего исследователи видят в этих словах отсылку к событиям, которые были описаны апостолом Лукой в 19-й книге Деяний святых апостолов, там содержится рассказ о восстании ремесленника Димитрия, причиной восстания послужила апостольская проповедь против языческих заблуждений и поклонения статуям богини Артемиды. Уход людей от поклонения Артемиде лишил бы Димитрия и его коллег заработка, а потому они устроили мятеж, который явился совершенной неожиданностью для апостолов. Судя по всему, опасность была чрезвычайно велика, каковой она бывает во время разгула народной стихии.
Результатом пережитого опыта стало то, что апостол Павел выразил в услышанном нами отрывке: апостолы оставили какую-либо надежду на самих себя, вместо этого они всецело перешли к надежде на Бога, «воскрешающего мёртвых».
Кому-то может показаться, что такая позиция — надежда на Бога — это удел слабых людей, тех, кто отказался от ответственности за свою жизнь. Такое мнение было бы справедливо в том случае, если бы апостолы после случившегося с ними прекратили свою миссионерскую деятельность, и не стали бы подвергать себя риску в дальнейшем. Они же, как мы знаем, поступили иначе: они, научившись надежде лишь на Бога, укрепились в выбранном ими пути, и свою миссию апостолы не только не прекратили, напротив, они её усилили. Надежда на Бога предполагает, что тот, кто ее обрёл, начинает поступать так, как того требует Бог, и такой человек не станет уклоняться от исполнения воли Бога. Надежда на Бога напрямую связана с мужеством, верой и любовью, они являются её предшественниками, и они же — следствиями.
Если мы посмотрим на жизнь апостолов чуть шире, то мы увидим, что в их жизни не было тех моментов, в которые их вера бы пошатнулась. Гонения, избиения, взятия под стражу, постоянное полунищенское существование, предательство и непонимание — всё это не лишило апостолов веры, они не начали сомневаться во Христе, напротив, все эти злоключения лишь укрепили их веру. Апостолы удивительным и для многих наших современников непостижимым образом умели во всём — и в добром, и в трагическом — ощущать всесильную руку Божию, они умели любое вторжение Бога в жизнь человека обращать на пользу своим душам и видеть в проявлениях присутствия Божия в этом мире путь, ведущий ко спасению.
Это очень полезный навык, ведь тот, кто сумеет его обрести, уже никогда не станет смущаться от неизбежно происходящих в нашей жизни печальных событий, такой человек будет пребывать с Богом в любой, даже самой страшной, ситуации. Давайте помолимся святым Христовым апостолам, чтобы они исходатайствовали у Бога для нас эту способность!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«На небо очи мои возвожу» (степенна 6-го гласа)
На каждой вечерней субботней службе перед чтением отрывка из Евангелия в храмах поются песнопения, которые имеют общее название «степенные антифоны» или просто «степенны». Слово антифон по-гречески означает «звук напротив». Такое название объясняется тем, что в древности антифоны исполнялись двумя хорами по очереди. Хоры буквально отвечали друг другу звуком на звук. А степенными антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями восхождения» или «песнями ступеней». В древности их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов, которые отличаются между собой мелодией и текстом, и сменяют друг друга от недели к неделе. Их называют «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми. Тексты степенных антифонов сочинил в IX-м веке праведный монах Феодор Студит из Константинополя. Давайте поговорим о степенном антифоне 6-го гласа, который является ответом и своего рода развитием темы 122-го псалма пророка Давида. Поразмышляем над текстом и послушаем этот антифон в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть степенны 6-го гласа по-русски звучит так: «К небу очи мои возвожу, к Тебе, Слово; смилуйся надо мною, чтобы я жил для Тебя. Помилуй нас, уничижённых, и сделай сосудами, пригодными Тебе, Слово». «Слово» — значит «Христос». А вот как этот фрагмент песнопения звучит по-церковнославянски: «На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: ущедри мя, да живу Тебе! Помилуй нас, уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове!»
Послушаем первую часть степенного антифона 6-го гласа.
Следующую часть степенны 6-го гласа, как, впрочем, и всех остальных степенных антифонов, иногда называют «славной». Потому что начинается она так: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (то есть „сейчас“) и присно (значит „всегда“) и во веки веков. Аминь» (или по-русски «Истинно так!»). Степенна 6-го гласа продолжается так: «Святой Дух — причина спасения всех; если на кого-нибудь из них Он сообразно достоинству его повеет, того скоро возносит от дел земных, окрыляет, укрепляет, устремляет ввысь». По-церковнославянски строчки этого фрагмента песнопения звучат так: «Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе».
Послушаем вторую часть степенного антифона 6-го гласа.
Текст степенны 6-го гласа очень поэтичный и возвышенный, вдохновляющий. Он буквально описывает состояние, когда выходишь из храма после службы, а особенно после исповеди и Причастия. Физически ощущаешь благодать Божию. Так Господь укрепляет нас, окрыляет, даёт силы и радость жизни.
Давайте послушаем степенный антифон 6-го гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Пpавославия наставниче, благочестия учителю и чистоты» (тропарь Феофану Затворнику)
В селе Выша Рязанской области на слиянии двух рек стоит Вышенский Успенский женский монастырь. Основан он был предположительно в XVI-м или в начале XVII-го века. В конце XIX-го века, когда монастырь ещё был мужским, здесь подвизался русский проповедник, епископ, прославленный в лике святителей, Феофан Затворник. Однажды мне довелось побывать в Вышенском монастыре, в келье святого подвижника, где он 22 года прожил в полном уединении и молитве, приняв на себя подвиг затворничества. «Неужели возможно провести в небольшом пространстве два десятка лет?» — подумала я, войдя в аскетичную, но уютную комнату. На полках и столе было множество книг и рукописей святителя, на стенах — иконы. И здесь же, в небольшом помещении рядом с кельей подвижника, — домовый храм, где молился святой Феофан.
В Вышенском монастыре часто звучит тропарь, то есть гимн, прославляющий святого. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. На русском языке тропарь звучит так: «Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, Вышенский подвижник, святитель Феофан, Богомудрый, писаниями твоими слово Божие объяснил ты и всем верующим путь ко спасению указал. Моли Христа Бога о спасении наших душ». По-церковнославянски текст тропаря звучит так: «Пpавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче, святи́телю Феофа́не, Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим».
Давайте послушаем это песнопение.
Сёстры Вышенского монастыря с большой нежностью рассказывают о своём небесном покровителе. О том, что уединение оказалось для него «слаще мёда». О том, как он называл Вышу «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух», и говорил, что этот благословенный уголок «можно променять только на Царствие Небесное». Святитель Феофан оставил после себя огромное духовное наследие в виде писем, богословских трудов, переводов... Его поучения просты и понятны. Вот, например, одно из его высказываний: «Не говорите: „Не могу“. Это слово — не христианское. Христианское слово: „Всё могу“. Но не сам по себе, а с укрепляющим нас Господом».
Давайте ещё раз послушаем тропарь святителю Феофану Вышенскому Затворнику в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Плен Сионь от лести обратив» (степенный антифон 7-го гласа)
На вечерних службах примерно в середине богослужения исполняются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности их исполняли антифонно — если перевести с греческого языка дословно «звуком напротив». Два хора стояли друг напротив друга и исполняли песнопения по очереди, отвечая друг другу. А «степенными» антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники, поднимаясь по ступеням Иерусалимского храма. Сочинил ответы-отклики на степенные псалмы монах Феодор Студит, который жил в Константинополе в XIX-м веке. Эти ответы, или припевы, и вошли в церковный Устав как степенные антифоны или степенны.
Всего их восемь. В соответствии с церковной системой восьми гласов — или распевов. Они отличаются и текстом, и мелодией. Поются они по очереди, сменяя друг друга от недели к неделе. И так и называются: «степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.
Сегодня я расскажу вам о степенном антифоне седьмого гласа. Давайте поговорим об этом песнопении и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть песнопения по-русски звучит так: «Пленников Сионских от блуждания возвративший, и меня, Спаситель, оживи, избавляя от рабства страстям». По-церковнославянски строчка звучит так: «Плен Сионь от лести обратив, и мене Спасе, оживи, / изимая работныя страсти». Давайте послушаем первый фрагмент степенного антифона.
Текст второй части песнопения такой: «Кто при южном ветре сеет скорби, — посты со слезами, — тот с радостью соберёт снопы, вечною жизнью питающие». Вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «В юг се́яй скорби постныя со слезами, сей радостныя по́жнет рукояти при́сноживопита́ния».
Послушаем вторую часть антифона.
Третьи части всех восьми степенных антифонов называют славными. Начинаются они одинаково: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу и ныне, и присно (то есть всегда) и во веки веков. Аминь (то есть «Да будет так!»). Степенна 7-го гласа продолжается такими словами: «В Святом Духе — источник Божественных сокровищ: / от Него мудрость, разум, благоговение; / Ему — хвала, слава, честь и владычество». По-церковнославянски этот фрагмент звучит так: «Святым Духом источник Божественных сокровищ, / от Негоже премудрость, разум, страх: / Тому хвала и слава, честь и держава».
Послушаем третью часть степенного антифона.
Степенный антифон 7-го гласа является ответом на 125-й псалом царя Давида, который повествует о возвращении евреев из египетского плена. Освобождённые ликовали. Они благодарили Бога за спасение. Автор текста степенного антифона Феодор Студит проводит параллель между спасением еврейского народа и освобождением человека из плена грехов. Поэтому степенный антифон седьмого гласа, впрочем, как и все остальные степенны, можно назвать своеобразным мостиком между Ветхим и Новым заветами. А потому вполне логично, что после того, как хор спел степенну, из Царских врат выходит священник или диакон и читает отрывок из Евангелия.
Давайте послушаем степенный антифон седьмого гласа полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы