В 1880-х годах писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк путешествовал по Уралу. Он изучал быт жителей маленьких северных деревенек, и свои впечатления впоследствии отразил в знаменитом Уральском цикле. Вошёл в него и роман «Дикое счастье». Героиня произведения, старуха Власьевна, всю ночь тайно от всех носила кирпичи — поднимала их по лесам на самый верх строящейся церкви, чтобы поработать для Господа и облегчить труд строителей. Лишь под утро Власьевна отправилась домой, утомлённая тяжёлой работой. Но как только с косогора увидела она родную деревню, усталость как рукою сняло. Глазами героини Мамин-Сибиряк так описывает этот момент: «Кругом было всё темно, но в избах уже мелькали яркие огоньки: это топились печки у заботливых хозяев». Русская печь на протяжении столетий была символом дома, уюта, покоя; в самом буквальном смысле она являлась семейным очагом. Не спроста наши предки называли печь «царицей избы». Начиная строить дом, будущие хозяева сперва определяли место, где будет стоять печка — от её расположения зависела планировка всех остальных помещений. Отсюда и пошла известная поговорка: «плясать от печки».
История печи, по мнению некоторых исследователей, восходит ещё к неолиту — новому каменному веку. Именно тогда человек впервые догадался поместить огонь под свод из камней и глины. Большинство учёных полагают, что прообраз именно русской печи появился в Киевской Руси приблизительно в Х—ХI столетии. Тогда в домах у многих стали появляться глинобитные очаги, которые служили для обогрева жилища и приготовления пищи. И всё же они даже отдалённо не были похожи на ту русскую печь, которую мы знаем сегодня. Очаги эти не имели дымохода и топились по-чёрному. Из-за этого на стенах и потолке избы скапливалась копоть и сажа. На протяжении столетий печи совершенствовались, и к XVIII-му веку появилась классическая русская печь — с трубой, горнилом — местом, где сгорают дрова, и, конечно же, лежанкой.
Печь традиционно устанавливалась в центре избы — это позволяло равномерно отапливать весь дом. Однако русская печка служила не только источником тепла. В ней, разумеется, готовили пищу. А ещё — стирали. Женщины складывали бельё в чугунный горшок, наполненный водой, опускали туда мешочек с печной золой, и ставили в горнило. После кипячения с золой бельё становилось белоснежным, а ткань приобретала прочность. С помощью русской печи можно было устроить банные процедуры, не выходя из избы. И, конечно, на тёплой печи отдыхали после утомительного трудового дня, грелись в холодные зимние вечера. Температура внутри русской печи достигала примерно двухсот градусов по Цельсию. А её толстые стенки — обычно в 30-40 сантиментов — позволяли даже в самые лютые морозы всего одной протопкой поддерживать в избе тепло на протяжении целых суток.
Русская печка часто упоминается в народных сказках, песнях, былинах. Печь стала неотъемлемой частью русской национальной культуры, символом традиционного быта русского народа. По сей день в деревнях и сёлах стоят во многих домах русские печи — символ семейного тепла и уюта.
Все выпуски программы Открываем историю
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве города Москвы
В наши дни по всей России строится много прекрасных храмов. Они радуют своей красивой архитектурой, изысканным убранством, дружным приходом, который во главе со священником смог это осуществить. Но Храм святителя Спиридона Тримифунтского, по словам его настоятеля Протоиерея Сергия Дикого, строил сам святитель Спиридон. Получился он таким необыкновенным, что наша программа даже не смогла вместить все те чудеса, которые были связаны со строительством. Но если вы будете внимательны, придя в этот поистине собор, выстроенный в Византийском стиле, украшенный резным каменным иконостасом, резными киотами, великолепным мозаичным образом Пресвятой Богородицы в алтаре, вы увидите одно из чудес наших дней на клеймах иконы cвятителя Спиридона Тримифунтского. Этот греческий святой очень известен и любим в России. Кто даже не был на острове Корфу, не раз встречал в том или ином храме повсюду святыню из города Керкиры — его башмачок. Мощи святителя абсолютно нетленны, и имеют температуру живого человека. А он, и действительно, рядом с нами, и ежедневно помогая каждому, кто обращается к нему за помощью, радует нас в Москве новым Собором в Коптеве, над которым трудилось множество людей.
О большом Коптевском приходе, об удивительной атмосфере радости, молитвы и созидания во славу Божию, о замечательных людях, наша программа.
Фотографии предоставлены Храмом святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве.
Все выпуски программы Места и люди