
Фото: PxHere
В 1880-х годах писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк путешествовал по Уралу. Он изучал быт жителей маленьких северных деревенек, и свои впечатления впоследствии отразил в знаменитом Уральском цикле. Вошёл в него и роман «Дикое счастье». Героиня произведения, старуха Власьевна, всю ночь тайно от всех носила кирпичи — поднимала их по лесам на самый верх строящейся церкви, чтобы поработать для Господа и облегчить труд строителей. Лишь под утро Власьевна отправилась домой, утомлённая тяжёлой работой. Но как только с косогора увидела она родную деревню, усталость как рукою сняло. Глазами героини Мамин-Сибиряк так описывает этот момент: «Кругом было всё темно, но в избах уже мелькали яркие огоньки: это топились печки у заботливых хозяев». Русская печь на протяжении столетий была символом дома, уюта, покоя; в самом буквальном смысле она являлась семейным очагом. Не спроста наши предки называли печь «царицей избы». Начиная строить дом, будущие хозяева сперва определяли место, где будет стоять печка — от её расположения зависела планировка всех остальных помещений. Отсюда и пошла известная поговорка: «плясать от печки».
История печи, по мнению некоторых исследователей, восходит ещё к неолиту — новому каменному веку. Именно тогда человек впервые догадался поместить огонь под свод из камней и глины. Большинство учёных полагают, что прообраз именно русской печи появился в Киевской Руси приблизительно в Х—ХI столетии. Тогда в домах у многих стали появляться глинобитные очаги, которые служили для обогрева жилища и приготовления пищи. И всё же они даже отдалённо не были похожи на ту русскую печь, которую мы знаем сегодня. Очаги эти не имели дымохода и топились по-чёрному. Из-за этого на стенах и потолке избы скапливалась копоть и сажа. На протяжении столетий печи совершенствовались, и к XVIII-му веку появилась классическая русская печь — с трубой, горнилом — местом, где сгорают дрова, и, конечно же, лежанкой.
Печь традиционно устанавливалась в центре избы — это позволяло равномерно отапливать весь дом. Однако русская печка служила не только источником тепла. В ней, разумеется, готовили пищу. А ещё — стирали. Женщины складывали бельё в чугунный горшок, наполненный водой, опускали туда мешочек с печной золой, и ставили в горнило. После кипячения с золой бельё становилось белоснежным, а ткань приобретала прочность. С помощью русской печи можно было устроить банные процедуры, не выходя из избы. И, конечно, на тёплой печи отдыхали после утомительного трудового дня, грелись в холодные зимние вечера. Температура внутри русской печи достигала примерно двухсот градусов по Цельсию. А её толстые стенки — обычно в 30-40 сантиментов — позволяли даже в самые лютые морозы всего одной протопкой поддерживать в избе тепло на протяжении целых суток.
Русская печка часто упоминается в народных сказках, песнях, былинах. Печь стала неотъемлемой частью русской национальной культуры, символом традиционного быта русского народа. По сей день в деревнях и сёлах стоят во многих домах русские печи — символ семейного тепла и уюта.
Все выпуски программы Открываем историю
«Детство и юность А.С. Пушкина». Анна Исаева

У нас в студии была экскурсовод первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анна Исаева.
Разговор шел о детстве и юности великого поэта, как на формирование его мировоззрения и круга интересов повлияли бабушка, близкие люди, друзья и учеба в Царскосельском лицее, а также о том, как в его жизни появились интерес и любовь к русскому языку.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера». Алексей Ефимов, Жанна Попова

У нас в гостях были певица, педагог, обладатель Гран-при фестиваля «Святая Русь» Жанна Попова и гармонист «Золотой десятки» России Алексей Ефимов.
Мы говорили о музыке, вере и о христианских темах как в народной, так и в современной музыке.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Через боль к свету»
В этом выпуске своими историями о том, как через какие-то сложные испытания человек пришел к вере или переосмыслению жизни, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Все выпуски программы Светлые истории