
— Мама, посмотри. Это наш Зарайский кремль изображён на картине Михаила Абакумова «Весна разгорается»? Давай попробуем отыскать здесь здание музея, в котором мы сейчас находимся?
— Ну-ка, ну-ка... На полотне, действительно, показана территория древней крепости. Круглая башня с остроконечным верхом очень похожа на Караульную — ту, что нам видна в окно. И стена крепостная так же тянется от неё. И храм, что виднеется за деревьями в центре картины, напоминает собор Иоанна Предтечи в Зарайском кремле. Но вот рядом ещё одна церковь, с шатровым куполом — очень своеобразная, такой у нас точно нет. И здания кремлевского музея я не вижу. Вместо него какой-то сарай деревянный. В общем, Катя, я запуталась.
— Если не возражаете, я помогу вам разобраться.
— Помогите, пожалуйста!
— Сделайте одолжение!
— На картине Михаила Абакумова «Весна разгорается» мы видим не Зарайский кремль, а Коломенский. Между этими крепостями, действительно, много общего. Обе они были построены в конце двадцатых — начале тридцатых годов шестнадцатого столетия по указу великого князя Василия Третьего.
— Для защиты?
— Совершенно верно. Тогда на Московское княжество совершали многочисленные разорительные набеги казанские и крымские татары. Зарайская и Коломенская крепости входили в единую линию укреплений на южных рубежах. Обе сослужили добрую службу не только при Василии Третьем, но и при его сыне, Иване Грозном. С тех далёких времен на территории Коломенского Кремля сохранилась Успенская церковь.
— Она есть на картине?
— Да. Та самая, которую вы справедливо назвали своеобразной. На полотне Михаила Абакумова видно — купол-шатёр покоится прямо на здании храма. Редкий образец церковного зодчества шестнадцатого века.
— А про вторую церковь на картине вы что-нибудь знаете?
— Это храм Михаила Архангела, построенный в начале девятнадцатого столетия. Он расположен за пределами Коломенского кремля и достаточно удалён от той точки, где стоял мольберт художника. Однако, благодаря внушительным размерам здание хорошо просматривается. Из-за крепостной стены выглядывает массивная ротонда с полукруглым куполом, а над ней — небольшая главка на изящном барабане. Классический стиль роднит этот храм с собором Иоанна Предтечи в Зарайском кремле.
— А меня знаете, что удивляет в работе Михаила Абакумова? Что на первый план своей картины он вывел не великолепные храмы, а какой-то деревянный барак — то ли сарай, то ли склад. Перед ним мы видим жёлтый трактор, рядом какой-то человек запрягает лошадь. Зачем сосредотачивать внимание зрителя на обыденном?
— Я бы сказал — на жизни. Михаил Георгиевич — предельно правдивый художник. В 1985 году, когда он писал свою картину, на территории Коломенского кремля располагались такие вот хозяйственные постройки, и он запечатлел примету времени. Но все-таки не деревянный сарай — главный объект внимания на этой картине.
— А что? А что же тогда?
— Свет. Художник посвятил свою картину нарастающей силе весеннего солнца. Недаром он назвал своё полотно не «Коломенский кремль», а «Весна разгорается». Он живописал вечер, какие бывают в начале марта. Морозы ещё не отступили, кругом лежит снег. Но предзакатный час уже не тонет стремительно в сумерках, как это бывало зимой, а длится, переливаясь золотыми и розовыми красками в нежно-голубом небе. В этом сиянии обыденность преображается, наполняется особым смыслом.
— Каким?
— В игре солнечных лучей художник видел образ присутствия Бога в нашей жизни. Картина Михаила Абакумова «Весна разгорается» дышит надеждой, что Господь не оставляет человека своей милостью.
Картину Михаила Абакумова «Весна разгорается» можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».
Все выпуски программы: Краски России
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







