
Мне очень нравится, как на многих иконах отражена тема детства. Ведь сама Пресвятая Богородица почти всегда держит на руках Богомладенца. На ум сразу приходят такие иконы, как, например, «Взыграние младенца», на которой Младенец Иисус не сидит, как мы привыкли, спокойно на руках у Матери, а резвится, играет. Или икона Благословление детей, на которой Господь Иисус Христос изображен с детьми, благословляющий их. А сколько икон детей-святых — это и мученик младенец Гавриил Белостокский, и святой благоверный царевич Димитрий, и мученицы Вера, Надежда, Любовь...
Однажды я увидела очень необычную икону. На ней был изображен седобородый старец, который держал на руках спеленутого младенца. В другом иконографическом варианте старец держал в руках, будто огромный букет цветов, несколько грудничков. Имя этого святого — преподобный Стилиан Пафлагонский. Господь даровал ему благодать покровительства малышам.
Началось все с того, что однажды в ответ на молитвы и чистую жизнь праведника на него обильно сошла благодатная сила Духа Святого. Именно тогда в его пещеру принесли безнадежно больного младенца. С молитвой Стилиан возложил на ребенка руки и неожиданно почувствовал, как из них вышла сила. Младенец тогда был полностью исцелен. А Стилиан с тех пор через возложение рук и молитву стал помогать страждущим. В первую очередь — маленьким детям.
Читая житие святого Стилиана, который мечтал об уединенной монашеской жизни, о самой строгой ее форме — отшельничестве, но по повелению Господа стал помогать женщинам с детьми, общаться и исцелять, понимаешь, какой пример педагога, воспитателя перед тобой. По преданию, Стилиан Пафлагонский организовал фактически первый детский садик, он не только лечил детей от физических недугов, но и окормлял их духовно. А еще житие говорит о том, что он всегда улыбался, был очень жизнерадостным!
Как педагог и мама я знаю, что такое выгорание, знаю, как тяжел труд воспитателей дошкольников, как непросто бывает не то что улыбаться, быть приветливым, а хотя бы не раздражаться. Откуда брать ресурсы? Как не срываться на детей? Как спокойно и мудро объяснить им базовые истины и делать это не формально, а каждую секунду быть искренне вовлеченным в жизнь и повседневные заботы малышей? Ответ только один: неиссякаемый источник этой силы — благодать Божия, дары Духа Святого, которые, по словам преподобного Серафима Саровского, стяжаются через Святые Таинства Церкви, молитву, пост и милостыню.
Мне очень хочется брать пример с чудесного святого — преподобного Стилиана Пафлагонского и, конечно же, молиться ему. Что невозможно человеку, возможно Богу, поэтому самый верный рецепт от выгорания и педагогических ошибок — приумножение даров Духа Святаго.
Преподобный отче Стилиане, моли Бога о нас!
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема