
Наверное, многие слышали о таком понятии, как первичная благодать. Это такой «аванс» от Господа в даровании сил новоначальному, когда кажется, что ты горы можешь свернуть, а мир вокруг становится прекрасным и радостным. Тогда и молитва горяча, и подготовка к Причастию легка, и труды не бывают тяжелы, одним словом, кажется, что так будет всегда. Однако со временем духовный ребенок растет, и пища младенческая становится твердой. Первичная благодать отступает, чтобы человек сам начал прикладывать больше усилий и стараний для своего спасения. А то, что раньше давалось легко, начинает тяготить. Например, молитвы перед Причастием.
Когда произносишь их бесконечное число раз, ловишь себя на мысли, что текст как будто «замылился», и ты не молишься, а просто читаешь на автомате. Меня стал поражать такой факт — какие же они длинные, эти три покаянных канона и Последование ко святому причащению! Но еще больше удивляло то, почему я, филолог, который в университете читал книги по огромным спискам литературы, освоил «Одиссею» Гомера, «Войну и мир» Толстого, «Улисса» Джойса и массу других трудов, не могу одолеть эти несколько страниц молитв, чтобы не посетовать в ночи: «Ах, ну как еще много читать!». Глаза слипаются. А надо еще уложить детей, прибраться, и только потом, когда малыши заснут, встать на молитву. И от этого нападало уныние.
Однажды, в очередной раз глубокой ночью читая Последование, я очень искренне в сердце обратилась к Господу с «извинениями»: «Боже, прости, я очень хочу Причаститься и быть с Тобой, но сильно устала. Хочется есть и спать. Не соображаю, о чем сейчас читаю, мне тяжело стоять...» И вдруг мой взгляд выхватил из текста молитв такие слова молитвы: «Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся».
Я еще раз проговорила для себя эти слова: «Вкусите и видите — это Христос. Господь, ради нас ставший нам подобным. Однажды принесший Себя в жертву Своему Отцу, всегда приносит Себя в жертву, освящая причащающихся».
Никогда еще Господь не был так близок и понятен! Ведь Он на каждой Литургии снова и снова приносит Себя в жертву, чтобы я жила и была освящена. Так неужели я сейчас ради Него не могу принести свою крохотную жертву — потерпеть усталость и голод, боль в спине, со вниманием и удовольствием помолиться, поблагодарить за то, что у меня есть такая радость — Причастие?
Теперь всякий раз, когда накануне Причастия я до поздней ночи укладываю детей, доделываю домашние дела, срочную работу и с огорчением смотрю на быстро бегущую стрелку часов, оценивая, во сколько лягу спать, ведь еще читать, я мысленно снова произношу эти слова молитвы, и мне становится легче, спокойнее: «Христос есть, вкусите и видите...».
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема