Наверное, многие слышали о таком понятии, как первичная благодать. Это такой «аванс» от Господа в даровании сил новоначальному, когда кажется, что ты горы можешь свернуть, а мир вокруг становится прекрасным и радостным. Тогда и молитва горяча, и подготовка к Причастию легка, и труды не бывают тяжелы, одним словом, кажется, что так будет всегда. Однако со временем духовный ребенок растет, и пища младенческая становится твердой. Первичная благодать отступает, чтобы человек сам начал прикладывать больше усилий и стараний для своего спасения. А то, что раньше давалось легко, начинает тяготить. Например, молитвы перед Причастием.
Когда произносишь их бесконечное число раз, ловишь себя на мысли, что текст как будто «замылился», и ты не молишься, а просто читаешь на автомате. Меня стал поражать такой факт — какие же они длинные, эти три покаянных канона и Последование ко святому причащению! Но еще больше удивляло то, почему я, филолог, который в университете читал книги по огромным спискам литературы, освоил «Одиссею» Гомера, «Войну и мир» Толстого, «Улисса» Джойса и массу других трудов, не могу одолеть эти несколько страниц молитв, чтобы не посетовать в ночи: «Ах, ну как еще много читать!». Глаза слипаются. А надо еще уложить детей, прибраться, и только потом, когда малыши заснут, встать на молитву. И от этого нападало уныние.
Однажды, в очередной раз глубокой ночью читая Последование, я очень искренне в сердце обратилась к Господу с «извинениями»: «Боже, прости, я очень хочу Причаститься и быть с Тобой, но сильно устала. Хочется есть и спать. Не соображаю, о чем сейчас читаю, мне тяжело стоять...» И вдруг мой взгляд выхватил из текста молитв такие слова молитвы: «Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся».
Я еще раз проговорила для себя эти слова: «Вкусите и видите — это Христос. Господь, ради нас ставший нам подобным. Однажды принесший Себя в жертву Своему Отцу, всегда приносит Себя в жертву, освящая причащающихся».
Никогда еще Господь не был так близок и понятен! Ведь Он на каждой Литургии снова и снова приносит Себя в жертву, чтобы я жила и была освящена. Так неужели я сейчас ради Него не могу принести свою крохотную жертву — потерпеть усталость и голод, боль в спине, со вниманием и удовольствием помолиться, поблагодарить за то, что у меня есть такая радость — Причастие?
Теперь всякий раз, когда накануне Причастия я до поздней ночи укладываю детей, доделываю домашние дела, срочную работу и с огорчением смотрю на быстро бегущую стрелку часов, оценивая, во сколько лягу спать, ведь еще читать, я мысленно снова произношу эти слова молитвы, и мне становится легче, спокойнее: «Христос есть, вкусите и видите...».
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.
21 ноября. Об архангелах
Сегодня 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Об архангелах, — священник Родион Петриков.