Исход из Египта, который историки предположительно датируют четырнадцатым веком до Рождества Христова, обернулся для иудеев чередой нелегких испытаний. Первый же трехдневный переход по пустыне полностью истощил запасы воды. Люди и скот страдали от жажды.
Наконец, на пути иудеев встретился родник. Но – о, ужас! - вода в источнике, к которому так долго стремились путники, оказалась непригодной для питья. Она была горькой. Казалось, что надежды на спасение нет. И тут произошло невероятное. В одной из книг Священного писания - Исход, говорится, что Моисей бросил в родник дерево, на которое указал ему Бог – и вода утратила свою горечь, стала сладкой.
Местечко, где произошли эти события, в ветхозаветные времена так и называлось – Мерра, что в переводе с иврита означает «горечь». Как сказал английский путешественник девятнадцатого века Артур Стэнли, много лет посвятивший исследованию географии Исхода: «Даже если бы мы не знали названий стоянок израильтян, мы все же смогли бы точно проследить их путь благодаря характерным особенностям местности, столь точно отраженным в Библии». Стэнли, как и многие другие историки, придерживался мнения, что Мерра – это местечко на восточном берегу Суэцкого залива, где и поныне из-под земли бьет родник с горькой водой. По инициативе Артура Стэнли был произведен химический анализ этой воды, и его результаты заставили специалистов по-иному взглянуть на чудо, которое совершил пророк Моисей.
Комментарий эксперта:
Химический анализ показал, что в воде источника содержится сульфат кальция. А рядом с родником произрастает кустарник, древесина которого содержит щавелевую кислоту. Если бросить ветки этого растения в воду, сульфат кальция, вступает с кислотой во взаимодействие и выпадает в осадок. Этой особенностью издавна пользовались кочевники-бедуины. Прежде чем пить воду из горького источника, они обязательно опускали в него кислые ветки.
Составом воды с необычным вкусом люди интересовались с самых древних времен. Первая попытка классифицировать ее минеральные составляющие принадлежит еще греческому врачу Архигену, жившему во втором веке. Он выделял четыре разновидности вод - щелочные, железистые, солёные и сернистые и говорил, что о свойствах воды можно судить по ее вкусу.
Начало научному подходу к этой проблеме положил в семнадцатом веке немецкий ученый Фридрих Гофман. Он первым установил химический состав минеральных вод и определил присутствие в них угольной кислоты, поваренной соли, сернокислой магнезии и других элементов. Сегодня существует целая наука - бальнеология – изучающая лечебные свойства воды.
Получается, что родник в Мерре – это минеральный источник, который не представлял никакой опасности для путешественников?
Комментарий эксперта:
Горький вкус предупреждает человека о том, что вещество, которое он употребляет, может оказаться токсичным. Поэтому, разумнее не пить воду, которая горчит, даже если эта горечь вполне терпима. В умеренных количествах сульфаты безвредны, и даже полезны при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Однако неспроста минеральную воду рекомендуют употреблять только по назначению врача. Пророк Моисей поступил очень мудро, нейтрализовав горькое вещество, которое содержал источник.
Попытка объяснить с научной точки зрения феномен превращения горькой воды в сладкую нисколько не умаляет чуда, которое совершил пророк Моисей. Чудеса заключается прежде всего в заботе, которую Бог проявляет о человеке. И научные открытия - это ничто иное как откровения Творца, Его бесценные дары, явленные нам тогда, когда мы готовы их принять.
Евгения Павлычева
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».