Исход из Египта, который историки предположительно датируют четырнадцатым веком до Рождества Христова, обернулся для иудеев чередой нелегких испытаний. Первый же трехдневный переход по пустыне полностью истощил запасы воды. Люди и скот страдали от жажды.
Наконец, на пути иудеев встретился родник. Но – о, ужас! - вода в источнике, к которому так долго стремились путники, оказалась непригодной для питья. Она была горькой. Казалось, что надежды на спасение нет. И тут произошло невероятное. В одной из книг Священного писания - Исход, говорится, что Моисей бросил в родник дерево, на которое указал ему Бог – и вода утратила свою горечь, стала сладкой.
Местечко, где произошли эти события, в ветхозаветные времена так и называлось – Мерра, что в переводе с иврита означает «горечь». Как сказал английский путешественник девятнадцатого века Артур Стэнли, много лет посвятивший исследованию географии Исхода: «Даже если бы мы не знали названий стоянок израильтян, мы все же смогли бы точно проследить их путь благодаря характерным особенностям местности, столь точно отраженным в Библии». Стэнли, как и многие другие историки, придерживался мнения, что Мерра – это местечко на восточном берегу Суэцкого залива, где и поныне из-под земли бьет родник с горькой водой. По инициативе Артура Стэнли был произведен химический анализ этой воды, и его результаты заставили специалистов по-иному взглянуть на чудо, которое совершил пророк Моисей.
Комментарий эксперта:
Химический анализ показал, что в воде источника содержится сульфат кальция. А рядом с родником произрастает кустарник, древесина которого содержит щавелевую кислоту. Если бросить ветки этого растения в воду, сульфат кальция, вступает с кислотой во взаимодействие и выпадает в осадок. Этой особенностью издавна пользовались кочевники-бедуины. Прежде чем пить воду из горького источника, они обязательно опускали в него кислые ветки.
Составом воды с необычным вкусом люди интересовались с самых древних времен. Первая попытка классифицировать ее минеральные составляющие принадлежит еще греческому врачу Архигену, жившему во втором веке. Он выделял четыре разновидности вод - щелочные, железистые, солёные и сернистые и говорил, что о свойствах воды можно судить по ее вкусу.
Начало научному подходу к этой проблеме положил в семнадцатом веке немецкий ученый Фридрих Гофман. Он первым установил химический состав минеральных вод и определил присутствие в них угольной кислоты, поваренной соли, сернокислой магнезии и других элементов. Сегодня существует целая наука - бальнеология – изучающая лечебные свойства воды.
Получается, что родник в Мерре – это минеральный источник, который не представлял никакой опасности для путешественников?
Комментарий эксперта:
Горький вкус предупреждает человека о том, что вещество, которое он употребляет, может оказаться токсичным. Поэтому, разумнее не пить воду, которая горчит, даже если эта горечь вполне терпима. В умеренных количествах сульфаты безвредны, и даже полезны при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Однако неспроста минеральную воду рекомендуют употреблять только по назначению врача. Пророк Моисей поступил очень мудро, нейтрализовав горькое вещество, которое содержал источник.
Попытка объяснить с научной точки зрения феномен превращения горькой воды в сладкую нисколько не умаляет чуда, которое совершил пророк Моисей. Чудеса заключается прежде всего в заботе, которую Бог проявляет о человеке. И научные открытия - это ничто иное как откровения Творца, Его бесценные дары, явленные нам тогда, когда мы готовы их принять.
Евгения Павлычева
Владимир Дуров
Владимир Леонидович Дуров, дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии, вдохновил Чехова на известную многим «Каштанку», а Куприн после общения с Дуровым написал свой рассказ «Белый пудель». Владимир Леонидович любил повторять: «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна». Именно этот постулат он положил в основу своей уникальной системы дрессировки животных — «метода ненасильственной дрессуры». Метод, по словам самого Дурова, базировался на принципе трёх «л» — любовь, ласка, лакомство. Может быть, поэтому на его выступлениях всегда была радостная атмосфера, и дети звали дрессировщика не иначе, как «добрый дедушка Дуров».
Владимир Леонидович родился в 1863 году в Москве, в дворянской семье, однако рано осиротел. Его и младшего брата Анатолия взял на воспитание их крёстный отец, Николай Захаров. Мальчишки росли сорвиголовами. В книге «Мои звери» Владимир вспоминал, как однажды в детстве на спор бросил увесистым булыжником в дворовую собаку Жучку. Та успела отскочить, камень угодил в комок глины. А на другой день как ни в чём не бывало Жучка бросилась навстречу Володе, радостно помахивая хвостом. «Слёзы выступили у меня на глазах. Она не помнит зла, и ещё ласкается ко мне! Я нагнулся к собаке и стал её обнимать, целовать в косматую морду. С тех пор я и полюбил животных», — писал Дуров.
Однажды бабушка взяла Володю и его брата Толю в цирк Ка́рла Гинне на Воздвиженке. Там мальчики впервые увидели дрессированных животных. Дома Володя решил самостоятельно заняться дрессировкой. Его подопечной стала... курица из птичника его крёстного. Он обучил наседку танцевать, и часами развлекал всю улицу. А когда ему исполнилось шестнадцать, нанялся сторожем в цирк-зверинец Гуго Винклера на Цветном бульваре. Там у него появилась возможность наблюдать за процессом дрессировки. От увиденного Володя пришёл в ужас. В то время животных дрессировали с помощью жестокости, боли и страха. Использовались железные прутья, кнуты и плети. Причём, воспитывали так не только хищников, но и вполне мирных, давно приручённых собак и лошадей. Тогда-то Дуров и решил изменить такое положение вещей. Он уговорил дирекцию цирка позволить ему подготовить номер с собакой Бишкой, козлом Бяшкой и морскими свинками. Безо всякого насилия, поощряя питомцев лаской и едой, ему удалось быстро обучить их забавным трюкам, которые очень понравились зрителям. Довольные успехом, руководители цирка разрешили Дурову расширить программу. Так появился гусь Порфирий Петрович и козёл Степан, которые умели считать, составлять слова, танцевать и стрелять из игрушечной пушки. А ещё Владимир Дуров стал первым дрессировщиком, который на своих выступлениях общался с публикой. Он дарил людям радость, а они платили ему искренней любовью. Билеты на представления с участием Дурова раскупались в считанные часы.
К 1900 году у Владимира Леонидовича собралось такое количество дрессированных животных, что их не мог уместить ни один московский цирк. Собаки, мыши, хомяки, пернатые, львы, тигры, даже муравьед и слон! И тогда Дуров решил открыть собственный. Впрочем, это был не совсем цирк. На улице Божедомка дрессировщик приобрёл большой участок для содержания животных, и особняк, который назвал «Уголком Дурова». Каждый день там проходили представления с участием животных. Зрители называли «Уголок» чудесной страной, где царили гармония и согласие между грозными хищниками, безобидными травоядными и мудрым человеком. Достичь этой гармонии Владимиру Дурову удавалось любовью, а ещё — с помощью науки. Он изучал психологию животных, работал с такими светилами психиатрии и физиологии, как Бехтерев и Павлов. Написал и опубликовал несколько работ посвящённых дрессировке зверей без боли.
Больше всего Владимир Леонидович Дуров не любил, когда его называли укротителем. Говорил, что для животных он, прежде всего, друг. И что не только учит их, но и сам многому учится у своих питомцев. Уникальную методику «дрессировки любовью» Дуров передал детям, а те, в свою очередь — внукам. И сегодня в Уголке дедушки Дурова работают потомки знаменитого дрессировщика, и по-прежнему дарят людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вместе устроим праздник для онкобольных детей
Вот уже пять лет фонд «Время детства» поддерживает два онкологических отделения в одном из крупных медицинских центров Москвы. Одновременно там проходят лечение почти 100 детей. Многие из них находятся в больнице месяцами. Нередко в стенах стационара им приходится встречать Новый год и Рождество.
Чтобы дети не оставались без праздника, команда «Время детства» организует для них сюрприз! Екатерина Ильченко, сотрудник фонда, рассказывает: «К этому событию мы готовимся заранее и начинаем с подарков. Каждый подарок — это большая коробка, в которой собраны самые разнообразные вещи: блокноты, кружки, игрушки, весёлые носочки, сладости и не только, а на самом дне спрятаны ароматные мандарины!».
Но это ещё не всё. С разрешения врачей фонд «Время детства» проводит в отделениях медицинского центра спектакли и концерты. Каждый праздник — это яркое событие, которое дети и родители запоминают надолго. «Нам хочется, чтобы как можно больше людей узнали о том, что в онкологических отделениях тоже есть место для радости. Ведь даже в больнице дети всё равно остаются собой, проживают своё детство», — говорит Екатерина Ильченко.
Вы можете порадовать пациентов детских онкоотделений вместе с фондом. Для этого переходите на сайт «Время детства» и поддержите новогодний сбор. Средства от него пойдут на организацию праздника. Также вы всегда можете присоединиться к дружной волонтёрской команде фонда и лично участвовать в добрых инициативах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинство Евхаристии». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинстве Евхаристии, о том, почему Спаситель завещал принимать Тело и Кровь Его, почему Причастие стало центральной частью жизни христианина, как формировалось последование Литургии и как происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Отец Антоний говорил о различных традициях того, как готовиться к Причастию и как часто принято приступать к этому таинству.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











