
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Европейский континент в первом веке по Рождестве Христовом представлял собой регион, мало похожий на современную Европу. В ту далёкую эпоху наибольшим значением и влиянием обладали южные приморские города. Например, Коринф, христианской общине которого апостол Павел в своё время направил целых два обширных послания. Отрывок из 9-й главы второго послания к Коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Город Коринф, расположившись на перешейке между Эгейским и Ионическим морями, контролировал всю морскую и сухопутную торговлю региона. Многие жители Коринфа довольно быстро приобрели себе финансовое состояние, используя выгодное географическое положение этого античного полиса. Как известно, большие деньги могут привести человека к большим порокам. Коринфяне не стали здесь исключением, так как активно и увлечённо тратили заработанное на различные греховные увеселения.
Впрочем, всё изменилось в середине первого века, когда в Коринфе фактически вынужденно оказался апостол Павел. Апостол, планировавший остаться в порочном (как он оправданно полагал) городе на одну ночь, в итоге остался здесь по велению Духа Божия на полтора года и ежедневно проповедовал коринфянам учение Христа. Удивительно, но именно в Коринфе Павла, как нигде, с радостью слушали и евреи, и язычники. Покинув Коринф, апостол оставил после себя большую общину христиан. Павел очень надеялся, что его труды в Коринфе не пропадут даром, а потому заботился о местной церкви и написал коринфским христианам два послания. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам мы только что слышали.
Второе послание к Коринфянам было написано апостолом Павлом в непростых обстоятельствах, когда ему вынужденно пришлось покинуть другой город — Эфес (из-за бунта, который устроили против него язычники). Павел из Эфеса отправился на север Греции в регион под названием Македония. Древняя Македония, по которой путешествовал апостол, до сих пор входит в состав Греции и известна также как родина Александра Македонского. Македонцы, узнав о дальнейших дорожных планах Павла, собрали для него денежные пожертвования для христиан Иерусалима, которые находились в бедственной ситуации из-за гонений иудеев.
Македонцы, которые сами богатыми людьми не были, тем не менее, проявили удивительную щедрость, о которой упоминает Павел в послании к Коринфянам. Делает он это умышленно — христиане Коринфа, безусловно, имели много достоинств, но печально славились своей скупостью. Будучи торговцами, коринфяне привыкли быть прижимистыми в плане денег и не спешили со своими финансами расставаться. Во всяком случае, когда речь не шла о тратах на себя любимых. А потому коринфяне не слишком стремились помогать бедствовавшим христианам Иерусалима.
Апостол Павел призывает христиан Коринфа уподобиться примеру их братьев по вере из Македонии, которые за свою щедрость получили от Бога и материальное благополучие, и духовные дары. Призыв святого апостола был услышан — пристыженным коринфянам, в итоге, удалось побороть своё греховное отношение к деньгам и стать щедрыми благотворителями для бедных христианских общин.
Прозвучавший отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам, конечно же, имеет значение и для наших дней. Время идёт, но по-прежнему существуют люди, которым по разным причинам нужна помощь, финансовая в том числе. Потому призыв апостола Павла помогать нуждающимся адресован также и современным православным христианам, которые не должны замыкаться на собственном благополучии, но помнить о тех, кому они чем-то могут помочь. Ведь в ряде случаев цена помощи иногда измеряется стоимостью какой-нибудь чашки кофе в небольшом кафе. И то, что для зажиточного человека является пустяковой тратой, для бедного может стать суммой для дневного пропитания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема