
1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Воскресение мёртвых — это один из краеугольных камней христианского вероучения. Что же именно Церковь подразумевает, когда говорит, что мёртвые воскреснут? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Зачастую отрывок, который только что прозвучал, понимается как рассуждение апостола Павла о всеобщем воскресении мёртвых. Для того, чтобы объяснить своим слушателям-скептикам, как это возможно, апостол использует метафору семени. Когда зёрнышко посеяли, в почве с ним происходят процессы гниения и разложения. По сути, оно умирает. Однако эта видимая смерть — не конец его существования. Семя трансформируется и возрождается в виде плодоносного растения.
Точно так происходит и с человеком. Физическая смерть и погребение — это конец душевного тела. То есть той оболочки, которая подвержена последствиям грехопадения. Той, для которой свойственно страдать, изнывать от действия греховных страстей, и которая в итоге обречена на умирание и разложение. Однако во время Второго Пришествия Господь восстановит всех умерших в новом качестве. Мы проснёмся в новых телах. Они станут духовными. Духовность тела не означает, что оно будет нематериальным. Это означает то, что в человеческом существе перестанет действовать закон греха. Мы будем избавлены от влияния смертности, тленности и страстности. Сама материальность преобразится. Нередко отцы Церкви говорят, что тела людей после всеобщего воскресения станут подобны телу воскресшего Христа.
Однако слова апостола Павла о смерти и воскресении можно рассматривать не только в этом смысле. То, о чём он говорит, может произойти в личной судьбе каждого из нас уже во время земной жизни. Нередко мы так увлекаемся материальным и душевным, что забываем о своём высоком призвании. Наш дух спит. Даже если мы верим в Бога, Господь остаётся для нас на вторых, третьих позициях. Поиск Его воли, а также исполнение Его заповедей не являются нашей повседневной заботой. Мы сосредоточены на чём-то своём. Мы сами идём к намеченным целям, обращаясь к Творцу лишь тогда, когда нам это необходимо. Например, когда у нас что-то не получается и необходимо устранить препятствие с пути.
А потому Господь по Своей неизреченной милости попускает, чтобы в нашу жизнь вошла боль. Мы что-то теряем, без чего не представляем себя. То, что мы ощущаем как часть себя. Здоровье, имущество, положение в обществе, родных людей, иллюзии и представления о том, как должна складываться моя судьба. Без этого наш душевный человек начинает страдать. Вот эта боль и есть не что иное, как малая смерть. В эти тёмные периоды мы теряем привычную точку опоры. Мы полностью дезориентированы. Мы словно спускаемся в мрак могилы. Наступает ночь для нашей души.
Сегодня апостол Павел напоминает нам, что эти тяжёлые моменты — максимально благоприятные для нашего спасения. Ведь именно в эти моменты на свет может появиться духовный человек. Для этого лишь необходимо все свои мысли обратить ко Творцу. Принять твёрдое решение сделать смыслом и целью своей жизнь исполнение Его Евангелия. Поставить Бога и Его волю во главу угла во всех своих делах. Если понудим себя к этому, не будем сомневаться, в какой бы темноте мы ни находились, ответ придёт мгновенно. Ведь именно для этого Господь и спустился в самые глубины ада. Он ждёт нас там. Чтобы, как только мы начнём вопить к Нему, пробудить наш дух, подхватить на руки и мгновенно вывести из этих мрачных чертогов к радости воскресения и новой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковном богослужении немало повторяющихся песнопений и гимнов. Чтения из Священного Писания то же довольно часто повторяются. Может показаться, что в этих бесконечных повторах есть нечто навязчивое. Но можно размышлять о них и иначе: да, повторений много, однако исполняю ли я то, что слышу? А что, если эти повторы нужны для меня, для того, чтобы я наконец-то услышал и понял слова Церкви и слова Самого Бога?
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь предлагает обратить наше внимание на прекрасно знакомый всем православным христианам отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Невозможно не заметить, что только что прозвучавший отрывок ничего не говорит о Божией Матери. Он полностью посвящён Христу, и это неудивительно, ведь и жизнь чествуемой сегодня Пресвятой Девы тоже была безраздельно посвящена Христу, и, вспоминая Ее, мы не можем в своём воспоминании не делать акцент на Том, Кого Она любила — на Её Сыне.
Однако, есть одна проблема. Церковь решила, что, говоря о Божией Матери, разумнее всего будет говорить не просто о Её Сыне, а о Его смирении. Для нас это странно: во-первых, праздник — это, как будто бы, не самое лучшее время, чтобы размышлять о смирении, а во-вторых, разве мы не можем сказать о Воплощённом Боге нечто иное? Разве мало у нас дней, в которые мы вспоминаем Крест Христов и неразрывно связанное с ним смирение Сына Божия?
На второй из этих двух вопросов ответ прост: нет, не достаточно, ведь если бы было достаточно, то мы — чада Церкви — уже давно бы обрели «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и не стали бы ни завидовать друг другу, ни биться за обладание благами тленного мира, мы не боялись бы нищеты, мы не обижались бы на оскорбления и не стремились мстить, мы во многом были бы подобны Пресвятой Деве. Увы, но мы не таковы, а потому нам требуется напоминать вновь и вновь.
Почему же сделан акцент на смирении Христа?
Его смирение — это, пожалуй, самое непостижимое чудо из всех возможных чудес. Мы по себе знаем, как бывает сложно попросить прощения даже в том случае, если наша вина известна и нам, и всем окружающим. Почти невозможно попросить прощения, если мы объективно не виноваты. Беспредельно сложно ставить себя на последнее место. Почти невозможно не думать о самом себе. Церковь вновь и вновь напоминает: путь возвеличивания самого себя — это тупиковый путь. Христос победил ад, пройдя по противоположному пути — Он смирил Себя не только став человеком, Его смирение простёрлось дальше: будучи человеком, Он предал Себя в руки других людей, Он отказался от сопротивления ради того, чтобы «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени». Христос, смирившись, обрёл то величие, которое дают не люди, а Сам Бог. Божия Матерь сумела уподобиться в этом Своему Сыну, и Она обрела истинное величие. Церковь призывает нас последовать этому примеру, и получить вместо тленной славы нетленную радость Христова Царства. Пусть же Божия Матерь поможет всем нам на этом пути!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер