2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где найти в этой жизни стабильность и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 6-й и 7-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Христиане города Коринф проводили свою жизнь в окружении язычников, со многими из которых у них были деловые, приятельские и даже родственные отношения. Судя по всему, нередко это почти что с неизбежностью подталкивало коринфских христиан к участию в языческих церемониях. Посудите сами. Торговые сделки, общественные трапезы, семейные мероприятия, да и всякие другие начинания сопровождались тем или иным языческим обрядом. Необходимо было заручиться поддержкой богов-покровителей. Так было устроено мироощущение язычника. Даже если он не был особо набожным человеком и относился к этим ритуалам со скепсисом, он начинал с недоверием относиться к партнёру, если тот не чтил традиций предков. Если он отказывался делать то, что делали и делают в греко-римском мире все и всегда. Как можно полагаться на такого?
Отсюда и призыв апостола Павла в только что прозвучавшем отрывке. Апостол повторяет слова, с которыми некогда Моисей обратился к евреям, когда выводил их из Египта. Не заручайтесь поддержкой у языческих богов. Ведь это оскверняет вашу душу, делает её нечистой. И Бог не входит в неё. Всячески избегайте участия в идолопоклонстве и всём, что с ним связано. Даже если вам ради этого будет необходимо отделиться от окружающих вас язычников. То есть разорвать с ними деловые, приятельские и даже родственные отношения.
Может показаться, что призыв жесток. Ведь апостол Павел обрекает на дискомфорт и даже страдания своих подопечных. Они же рискуют стать изгоями в обществе. Однако в послании апостола мы видим и то, что им предлагается взамен. Павел обещает, что как только коринфяне перестанут делать ставку на связи с языческим миром и играть по его правилам, Бог станет им Отцом. А они будут его сынами и дщерями. А какой любящий отец не заботится о своих детях? Тем более Господь. Иными словами, если коринфяне ради того, чтобы сохранить душу в чистоте, рискнут и откажутся от связей с идолопоклонниками, Небесный Отец Сам устроит их жизнь наилучшим образом.
Казалось бы, язычество давно кануло в Лету. Однако идолопоклонство никуда не исчезло из жизни человека. Чтобы в этом убедиться, достаточно честно ответить себе на вопрос: а что является центром моей жизни? О чём мои мысли и мечты? Куда направлены мои эмоции? Одним словом, где моё сердце? Вот там, где моё сердце, там и мой бог. Там я ищу утешение, когда мне тяжело. Там я обретаю внешнюю и внутреннюю стабильность. И у всех эта точка опоры разная. Люди, имущество, искусство, отношения, путешествия, работа и многое другое — всё это так или иначе может меня вдохновлять и давать душе успокоение.
Апостол Павел сегодня говорит о том, что у верующего христианина в конечном счёте такой точкой опоры может быть лишь Бог. А потому каждый, кто хочет на деле, а не только на словах, быть последователем Христа, должен приучить себя, как говорит Павел, «совершать святыню в страхе Божием». То есть выработать навык ежедневного исполнения заповедей Евангелия. Непрестанно посвящать всего себя служению Богу и людям. Если мы научимся в этом служении находить утешение и покой, то нам не будут страшны никакие потрясения. Сам Бог станет нашим Отцом, чью благодатную поддержку мы будем ощущать во всех своих делах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Кто-то кому-то что-то сказал. Как нас определяют неопределённые местоимения
«Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где он этот кто-то
И куда он мог залезть?»
Это стихотворение «Искалочка» поэта Валентина Берестова напоминает нам о такой части речи, как неопределённое местоимение.
Вы удивитесь, насколько часто мы используем эти слова в повседневном общении: давай куда-нибудь сходим, где-нибудь посидим, я что-то слышал, кто-то пришёл. Неопределённые местоимения могут придавать рассказу таинственность, побуждая собеседника теряться в догадках и задавать вопросы. В художественном произведении роль этих местоимений очень значима. Например, вспомним известную многим песню из кинофильма «Служебный роман»:
Моей душе покоя нет.
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет —
И все из-за кого-то.
Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то!
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.
Неопределённые местоимения нужны, если мы не хотим раскрывать источник информации, например: «Некто мне сказал». Или когда мы имеем в виду конкретного собеседника, но не называем его, вот как в знаменитой сказке о Винни-Пухе:
— Это потому, что у кого-то слишком узкие двери!
— Нет, это потому что кто-то слишком много ест!
Однако зачастую мы используем неопределённость как попытку прикрыть неуверенность в точности информации: «Кто-то мне сказал», «Где-то я прочитал», «Я слышал за окном какие-то звуки». Неопределённые местоимения позволяют нам не уточнять, а размывать смысл: мы о чём-то говорили, рядом кто-то постучал, на столе стояла какая-то еда.
Если вы слишком часто используете эту часть речи, задумайтесь: возможно, вы скрываете за ней смущение, незнание или попросту ленитесь более четко сформулировать предложение.
Как и у всякого явления в языке, у неопределённых местоимений должно быть свое место. Давайте попробуем использовать эти слова так, чтобы они не затемняли смысл сказанного, а помогали общению и пониманию.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Люблю ранние службы!. Елизавета Берназ
Во многих крупных храмах в воскресенье или по большим праздникам бывает две литургии: ранняя и поздняя. Ранняя — в 6 утра! Около года назад я получила благословение петь на этих ранних службах. И если сначала было очень сложно и непривычно, то со временем я полюбила эти литургии всем сердцем!
Есть в этих службах какое-то свое, особенное настроение. Зима, холодно, промозгло, неуютно, а в 6 утра еще и темно, с трудом вытащив себя из теплой постели, выдвигаешься на службу, сонная и весьма недовольная столь ранним подъемом. Но подъезжая к храму вдруг видишь, как в этой темноте движутся еще силуэты. Ты не одна, люди тоже на службу идут! А какая радость охватывает, когда из этого холода и темноты входишь в яркий свет и красоту храма! Господи, как хорошо в дому Твоем, невольно возникают мысли.
И уже легче становится просыпаться, легче добираться в храм, когда знаешь, что ты не один. Эта общность так греет душу.
Да, мне сложно проснуться рано утром в храм, но я знаю, что храм будет полон народа, что меня, как певчую, уже ждут люди, которые будут молиться на литургии вместе со мной, и просыпаться становится легче!
А еще благодаря этому послушанию, я смогла наблюдать за движением солнца в течении года. Зимой ты приезжаешь в храм в кромешной темноте, потом небо окрашивается во все оттенки красного, бордового, оранжевого, затем видишь, как из-за горизонта встает солнце, и вот уже светло!
А летом открываешь глаза в половине пятого, чтобы собираться в храм, а за окном уже птицы поют. Они уже славят Творца! Благодарю, Господи, что и мне благословил петь Тебе! С самого начала дня!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О любви и прощении
В 7-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кому мало прощается, тот мало любит».
О любви и прощении, — священник Павел Гумеров.