Гал., 214 зач., VI, 2-10.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В текстах Священного Писания порой встречаются совершенно исключительные, пронзительные фразы, которые аккумулируют в себе ясные, простые ответы на вопросы, которые порой кажутся неразрешимыми в принципе.
В отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, как раз есть несколько таких «духовных алмазов».
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Ключевая фраза сегодняшнего отрывка из послания апостола Павла к Галатам — первая — о том, что «нося бремена друг друга» — мы только и можем исполнить закон Христов. Что же это означает на практике?
Давайте послушаем, как толкует этот отрывок святитель Василий Великий. Вот что он пишет: «Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берём друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению». Неожиданный поворот, не так ли? То есть под пресловутыми «бременами» у апостола имеется в виду именно грех, всё то, от чего, казалось бы, мы должны буквально отшатываться, отстраняться — а апостол призывает нас снимать эти бремена с чужих плеч и взваливать на свои собственные! Нет ли в этом противоречия?
Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Поскольку невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и другие сносили их недостатки». Но самое интересное в толковании Златоуста — далее, где он разбирает слова: «И таким образом исполните закон Христов». Вот что он замечает: «(Апостол) не сказал — „исполняйте“ (πληρώσατε), но — „восполняйте“ (αναπληρώσετε), то есть: „исполняйте всё вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого“». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость«.
Другими словами, дело совсем не в том, чтобы мы, сжав зубы в кулак, просто терпели несносность других людей! Апостол призывает нас решительно отказаться от такого «инструментального» отношения к окружающим нас — даже ради собственного спасения! Призыв апостола куда глубже: он предлагает перестать воспринимать себя в отрыве от ближних, как некую самодостаточную — и поэтому самодовольную — единицу! Только в общности с другими, только в церковном единстве мы становимся «наполненными», «восполненными» один другим — и не только в плане добавления лучшего к нашему уже хорошему — но и компенсации нашей худости чужой добротой!
Какое же великое благо дано нам, христианам, в течение жизни научиться именно такой общности — не формальной, не потребительской — а по образу Христовой любви, которая никогда не ищет ничего своего, но только — пользы и спасения другого!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 217 зач., I, 7-17.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вам когда-либо приходилось оставлять тот или иной залог — например, денежный — вы точно поймёте, о чём говорится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его
О каком же «залоге» говорит апостол Павел? И вообще, как можно представить себе, чтобы Сам Бог, никому ничего не должный, никем и ничем не обусловленный, вдруг оказывался обременённым «залогом»?
Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Как во время войны народы дают друг другу заложников, так точно Бог даровал нам Своего Сына — залог мира и примирения, и из Него (τό εξ αυτού) Святого Духа. Приобщившиеся (благодати) Духа, без сомнения, знают, что это залог наследия нашего».
Другими словами, после Вознесения Иисуса Христа Бог-Отец дарУет людям Дух Святой как своего рода «аванс», гарантию того, что Его обетования — не пустой звук, они действительно будут исполнены — как в любом честном договоре.
Но апостол Павел говорит ещё и о том, что христиане буквально «запечатлены» этим Духом, имеют на себе Его отображение. Именно это и отличает людей Христовых от всех остальных, чуждых этой спасительной веры.
Обратим внимание: не сам факт крещения, не наличие нательного крестика на груди, не соблюдение поста и даже не регулярное посещение богослужения являются однозначными и главными «идентификаторами» христианина — а «действие Святого Духа». Тот, в ком этот Дух присутствует, — имеет своего рода «пропуск» к обетованиям Отца Небесного, в руках этого человека — своего рода «залог», который всегда можно «предъявить».
Но как понять, на самом ли деле этот Дух действует в нас, христианах? Ответ мы находим у того же апостола Павла, когда он говорит о плодах присутствия этого Духа. Где мы находимся — между любовью и безразличием, между радостью и тоской, между миром и тревожностью, между терпеливостью и капризностью, между добротой и злорадством, между снисходительностью и жестокостью, между верой и эгоизмом — пусть каждый внимательно рассмотрит — и научится выбирать сторону Духа Святого — а не дружбы с духом мира сего!
И пусть даже мы и будем ещё далеки от совершенного, беспрепятственного действия Святого Духа — но даже самое малое устремление в Его сторону, без сомнения, не останется без существенной поддержки со стороны Его источника — Самого Господа Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фёдор Решетников. «Дом»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрюша, посмотри, какая трогательная картина! Деревянная изба на косогоре. Бескрайние поля простираются до горизонта. На переднем плане – мужчина в матросской форме, с чемоданом в руке. Он весь подался навстречу женщине, которая стоит на крыльце. Весёлые ребятишки окружили моряка гурьбой. Радуются, что он вернулся домой со службы.
— Всё так, сестренка. Но полотно Фёдора Решетникова «Дом» вызовет более сложные чувства, если прочитать аннотацию к нему. Вот здесь, на табличке. В Читинском художественном музее они очень удобно оформлены.
— А что там написано? Я не вижу без очков.
— Достаточно разглядеть год создания картины. 1943-й.
— То есть… Действие картины происходит в военное время?
— Да, Великая Отечественная война в самом разгаре. В феврале 1943-го завершилась Сталинградская битва. На картине весна – у дома цветёт сирень. Летом советские войска освободят Курск, Донбасс и часть Белоруссии, а к осени – Орел, Харьков и Белгород. Впереди ещё два года сражений.
— Значит, наш герой приехал домой только лишь на побывку?
— Либо он комиссован из-за тяжелого ранения и получил инвалидность, либо через несколько дней вернётся в строй. Можно только догадываться. Художник заставляет нас с сочувствием и тревогой вглядываться в лица персонажей, предполагая, что их ждёт.
— Вглядеться не так-то просто. Моряк показан в полупрофиль со спины, женщина на крыльце – в тени. Трудно определить даже их возраст.
— Полагаю, Фёдор Решетников неспроста представил сюжет схематично. Каждый зритель в сороковых годах мог узнать в нём свою историю. Для одних воин приехал на побывку к жене, для других – к матери. Точно на изображении считываются только общие для всех обстоятельства – война, боль разлуки, радость нечаянной встречи.
— Радость и боль! От их соседства сжимается сердце. На картине нет домов, покорёженных взрывами, раненых людей. Мы видим погожий летний денёк, залитые солнцем поля, встречу близких людей. Но ты помнишь о войне и остро осознаёшь, насколько хрупко перед ней человеческое счастье.
— Фёдор Решетников понимал – война противоестественна. Многие его картины, написанные в сороковых, пятидесятых годах, призывают к миру.
— Мудрый человек!
— Он многое в жизни повидал. Родился в семье иконописца, рано осиротел. Благодаря навыкам рисования, полученным от отца, поступил в московский Высший художественно-технический институт. В двадцать пять лет в качестве художника-репортёра принял участие в арктическом походе географа Отто Шмидта. Дрейфовал на пароходе «Челюскин», затонувшем во льдах в 1934 году.
— Чудом выжил!
— Не только выжил, но и привёз много рисунков, которые стали документальным свидетельством о легендарной экспедиции.
— Богатая биография сформировала незаурядную личность!
— Главный трофей, который вынес Фёдор Решетников из всех происходивших с ним коллизий – это осознание ценности каждой человеческой жизни. Потому и картина «Дом» проникнута теплом и участием к героям – простым людям, оказавшимся в суровом водовороте большой истории.
Картину Фёдора Решетникова «Дом», можно увидеть в Чите, в Забайкальском краевом художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Босоногое детство на холсте Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Илларион Прянишников написал много картин о жизни крестьянских детей, одна из них — «Ребятишки-рыбачки».
В этой работе художнику удалось передать не только живописный пейзаж и атмосферу рыбалки, но характеры босоногой детворы.
— Ванечка, как хорошо, что ты частенько приходишь к нам, в Третьяковскую галерею!
— Это всё благодаря Вам, Маргарита Константиновна. Просто в какой-то момент я увлёкся живописью и теперь каждый раз здесь, в галерее, что-то новое для себя нахожу. Вот, например, смотрите, какая работа интересная — мальчишки рыбу ловят. Я на неё раньше внимания не обращал, а сегодня вдруг увидел.
— Это картина Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки». Художник написал её в восьмидесятых годах девятнадцатого века.
— Кажется, детали не прорисованы, а изображение живое, яркое. В погожий летний денёк деревенские ребятишки ловят рыбу. Один стоит прямо в воде с удочкой, ждёт клёва. Другие заглядывают в деревянную кадку — оценивают улов, похоже. А ещё две девочки стоят немного поодаль.
— Они внимательно наблюдают за происходящим. И у каждого персонажа прослеживается свой характер. Посмотри, внимательно, что мы можем сказать о героях этого полотна?
— Вот, например, мальчуган с удочкой в руках — серьёзный и настойчивый. Мальчишка в жёлтой рубахе, что смотрит в кадку — любопытный товарищ, а девочки, что издалека смотрят — робкие, несмелые...
— Верно рассуждаешь, Ваня. Такие выводы можно сделать лишь по каким-то едва уловимым деталям. Помнишь, первое, что ты сказал, увидев картину? Что детали её не прорисованы. Конечно, ведь это эскиз, созданный художником перед написанием финального полотна, где уже чётко определена композиция и прописаны детали.
— А где же финальное полотно?
— Оно хранится в Ивановском художественном музее. И название у него такое же — «Ребятишки-рыбачки». Надо сказать, что жизнь крестьянских девчонок и мальчишек очень волновала Иллариона Прянишникова. У художника очень много работ, посвящённых детской теме.
— Да, уж, видно, что изображать детвору — это его конёк.
— А всё благодаря уникальным творческим способностям мастера — он был весьма наблюдательным и чутким к настроениям окружающих людей. И старался использовать свои наблюдения при создании героев.
— А ещё, судя по всему, он был добрым и светлым человеком.
— Ты прав, Ваня. Он прекрасно ладил с детьми, хотя своих детей они с супругой не имели. Воспитывали приёмную сироту. И вообще жизнь художника была непростой, он много трудился. Даже для того, чтобы закончить обучение в художественном училище, ему пришлось долго работать «мальчиком» (то есть, официантом) в чайной лавке.
— Целеустремлённый человек! И талантливый живописец. Смотрите, как он мастерски изобразил пейзаж, на фоне которого ребята рыбачат.
— Ты хорошо подметил, Ваня! Это ещё одна сильная сторона художника Иллариона Прянишникова. Помимо того, что он чутко примечал и изображал характеры героев, он их помещал в полноценное пейзажное пространство. Иными словами, окружающий ландшафт в его работах — не фон, а значимый художественный элемент.
— Природа на картине мне очень нравится. Сочная зеленая листва на деревьях, лужок, залитый солнцем, и вода! Прозрачная, переливающаяся всеми красками.
— И всё выглядит таким живым и радостным!
— Точно! Таким радостным, что мне захотелось присоединиться к этой босоногой детворе на картине Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки» и вместе порыбачить.
Все выпуски программы Свидание с шедевром