Гал., 214 зач., VI, 2-10.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В текстах Священного Писания порой встречаются совершенно исключительные, пронзительные фразы, которые аккумулируют в себе ясные, простые ответы на вопросы, которые порой кажутся неразрешимыми в принципе.
В отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, как раз есть несколько таких «духовных алмазов».
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Ключевая фраза сегодняшнего отрывка из послания апостола Павла к Галатам — первая — о том, что «нося бремена друг друга» — мы только и можем исполнить закон Христов. Что же это означает на практике?
Давайте послушаем, как толкует этот отрывок святитель Василий Великий. Вот что он пишет: «Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берём друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению». Неожиданный поворот, не так ли? То есть под пресловутыми «бременами» у апостола имеется в виду именно грех, всё то, от чего, казалось бы, мы должны буквально отшатываться, отстраняться — а апостол призывает нас снимать эти бремена с чужих плеч и взваливать на свои собственные! Нет ли в этом противоречия?
Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Поскольку невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и другие сносили их недостатки». Но самое интересное в толковании Златоуста — далее, где он разбирает слова: «И таким образом исполните закон Христов». Вот что он замечает: «(Апостол) не сказал — „исполняйте“ (πληρώσατε), но — „восполняйте“ (αναπληρώσετε), то есть: „исполняйте всё вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого“». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость«.
Другими словами, дело совсем не в том, чтобы мы, сжав зубы в кулак, просто терпели несносность других людей! Апостол призывает нас решительно отказаться от такого «инструментального» отношения к окружающим нас — даже ради собственного спасения! Призыв апостола куда глубже: он предлагает перестать воспринимать себя в отрыве от ближних, как некую самодостаточную — и поэтому самодовольную — единицу! Только в общности с другими, только в церковном единстве мы становимся «наполненными», «восполненными» один другим — и не только в плане добавления лучшего к нашему уже хорошему — но и компенсации нашей худости чужой добротой!
Какое же великое благо дано нам, христианам, в течение жизни научиться именно такой общности — не формальной, не потребительской — а по образу Христовой любви, которая никогда не ищет ничего своего, но только — пользы и спасения другого!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 декабря. О библейских прообразах
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное».
О библейских прообразах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 декабря. О богослужении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
О богослужении праздника, — священник Августин Соколовски.
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника, — протоиерей Василий Гелеван.