Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Удивительно, но факт: картина Бориса Кустодиева «Сенокос», на которой художник изобразил деревенскую жизнь тихой и безмятежной, написана в 1917 году! Этой работой мастер подчёркивает народную миссию крестьянства — своим трудом нести благо всему обществу.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Александр Петрович, здравствуйте! Рада видеть вас!
— Позвольте помочь вам покосить!
— Спасибо, дорогой сосед, мне совсем немножко осталось...
— У вас такой участок стал красивый! Хризантемы расцвели, гортензия... Садик благоухает!
— Осталось газон постричь — и будет просто как на картинке.
— Или как на картине? Ваш уютный садик, кстати, напоминает мне пейзажи Левитана или Поленова...
— А я почему-то вспомнила сейчас о картине Бориса Кустодиева «Сенокос» — на ней изображены крестьяне, убирающие траву.
— Что-то не припомню такую картину... Она находится у вас, в Третьяковской галерее?
— Да, Александр Петрович, и это довольно интересный экспонат. Сейчас найду её в телефоне, минуточку... Вот эта картина!
— Действительно интересная композиция! Изображение будто перечёркнуто по диагонали поселковой дорогой. Она спускается вниз с косогора и выходит прямо к речке. На переднем плане несколько крестьянок в нарядных одеждах граблями собирают скошенную траву. Чуть поодаль селяне увязывают в стога сено. На заднем плане тёмный лес. И во всём царит порядок, гармония...
— Борис Кустодиев воспевает в этой работе крестьянский труд. Мастер разворачивает перед нами панораму мирной сельской жизни с её устойчивым и размеренным укладом. Хотя время написания картины далеко не мирное — 1917-й год.
— Страну потрясали тогда революционные события, которые коснулись всех слоёв общества, включая, конечно, крестьянство. А здесь художник изображает деревенскую жизнь, будто нарочно, умиротворённой, тихой, безмятежной...
— Художник подчёркивает тем самым особую народную миссию крестьянства — своим трудом нести благо всему обществу. Несмотря на политические перипетии, смену власти и другие потрясения, деревенские жители продолжали из года в год возделывать землю, пахать и сеять, собирать урожай, запасать сено на зиму для животных...
— И уклад их жизни такой же постоянный, как земное бытие, устроенное Богом, — что бы ни происходило в обществе, день продолжает меняться с ночью, а после зимы из года в год непременно приходит весна...
— Да, Александр Петрович, и всё на своих местах. Так и герои картины «Сенокос» Бориса Кустодиева — размещены на картине художником в определённом, гармоничном порядке. Позы крестьянок выразительные. Головы смиренно склоняются на бок. Нарядные юбки и платочки девушек ярко выделяются на фоне изумрудной травы.
— Вот казалось бы — люди в поле идут работать, а надевают лучшее! Не преувеличивает ли художник по поводу деревенских нарядов?
— Как ни странно — не преувеличивает. Крестьяне традиционно надевали в поле самую нарядную одежду. Ведь это была не просто работа, а встреча с единомышленниками, родными, друзьями... Отдыхая, они пели песни, водили хороводы, играли... Вместе трудились, жили одними целями и ценностями, одним духом, помогали друг другу...
— Маргарита Константиновна, позвольте-ка и я вам всё же помогу докосить газон.
— Спасибо, дорогой сосед! А в благодарность за помощь приглашаю вас к нам в Третьяковскую галерею. Приезжайте! Увидите воочию шедевр Бориса Кустодиева «Сенокос» и другие работы мастера.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.