«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!». Эти строки написал автор «Каштанки», «Дамы с собачкой», «Вишнёвого сада». Человек уникальной порядочности и доброты – Антон Павлович Чехов, главным словом в жизни которого было слово «помогать».
Ему часто приходилось переезжать с места на место. Но где бы Чехов ни жил, он всегда выручал тех, кого проще всего обидеть – бедных и больных. Ради них Антон Павлович мог надолго бросить недописанную повесть. Проблемы живых людей были важнее, чем все литературные персонажи. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке», - считал Чехов.
Так он уехал на Сахалин, климат которого был губителен для его здоровья. «Сенсационная новость, - писали в январе 1890 года газеты. - Чехов предпринимает путешествие с целью изучения быта каторжников». В то время Сахалин был малоизученной территорией. Никто не знал даже, сколько человек находится на острове. Чехов занялся переписью населения и всего за три месяца составил десять тысяч статистических карточек. Антона Павловича интересовало, как живут каторжники, он изучал состояние тюрем, общался с начальниками. Произвол чиновников возмутил писателя. Его впечатления вошли в книгу «Остров Сахалин». Она оказалась такой пронзительной, что «местом невыносимых страданий», как назвал Сахалин Антон Павлович, наконец, заинтересовались власти. А Чехов с работой переписчика на этом не покончил. Когда стартовала Всеобщая перепись населения Российской империи, он бесплатно предложил свои услуги. И за труды был даже награждён медалью.
В 1892 году, когда в стране из-за сильнейшей засухи начался голод, Антон Павлович объявил сбор пожертвований и сам ездил в Нижегородскую и Воронежскую губернии раздавать продовольствие. В одну из таких поездок Чехов едва не погиб, переезжая ночью в мороз из одной деревни в другую.
Вслед за голодом случилась вспышка холеры. У Антона Павловича и без того была обширная врачебная практика. В имение к «бесплатному доктору», как его называли, стекались тысячи людей. А он не только лечил всех, но ещё и раздавал лекарства. С началом эпидемии Чехов забыл об усталости, он один обслуживал 25 деревень. Когда опасность миновала, писатель на свои средства выстроил три школы для деревенских ребят. А скольким людям он помогал тайно: оплачивал обучение в гимназии детей бедняков, выдавал крестьянам деньги, чтобы они оплатили строительство дорог.
Антон Павлович родился в Таганроге. Там он открыл общественную библиотеку и подарил ей две тысячи книг из своего собрания. Издания были дорогими, многие с автографами авторов. Кроме того, Чехов прислал библиотеке целую галерею портретов знаменитых писателей и покупал книги ящиками, чтобы пополнять фонды. То, что город украсил великолепный памятник Петру Первому, тоже заслуга Чехова. Он убедил скульптора Антокольского подарить своё произведение Таганрогу и сам организовал бесплатную доставку монумента морем из Марселя.
Переехав в Ялту из-за туберкулёза, Чехов помогал тем, кто страдал от той же болезни. Многие приезжали на курорт совсем без денег, зная о том, что Антон Павлович устроит им и жильё, и лечение. Понимая, что один он ничего не сделает, Чехов разместил в местной газете воззвание, в котором просил откликнуться всех, кто может и хочет помочь больным людям.
В рассказе «Крыжовник» Чехов писал, что за дверью каждого довольного человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминать стуком, что на свете есть несчастные. Самому Антону Павловичу молоточек не требовался. Ведь даже одним из его последних желаний было распоряжение передать гонорары за книги на нужды народного образования. А своё завещание к сестре Чехов завершил словами: «Помогай бедным».
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение