У нас в студии был клирик храма всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
В день празднования Воздвижения Креста Господня мы говорили об истории этого праздника и о том, какое значение придается кресту в Христианстве.
Все выпуски программы Светлый вечер
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от привычки осуждать и обсуждать окружающих людей? С чего начать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Своё письмо к коринфянам Павел пишет по причине раскола, который назревал в коринфской общине христиан. Верующие начали делиться на партии, объявляя себя последователями наиболее ярких представителей христианской Церкви. Их имена они использовали как знамёна. Известно, что своими лидерами они провозгласили апостолов Аполлоса, Кифу и Павла. При этом сами апостолы никаким образом не участвовали в этих движениях. Более того, ратовали за единство Церкви и выступали против всяких разделений.
Поэтому Павел сегодня и начинает с того, что просит не думать об Аполлосе, Кифе и о самом себе как о руководителях партий. Апостолы — простые служители Христовы. Чтобы подчеркнуть эту идею Павел использует слово, которое в греческом языке указывает на гребца, располагавшегося на нижней палубе корабля. Рулевым и капитаном является Господь. Апостолы, как и другие члены экипажа, всего лишь исполняют Его указания. Та же идея заключена и в образе домостроителя. Домостроитель — это человек, который управлял имением своего господина. Его имуществом и слугами. При этом сам он был рабом. Всё это передаёт важную мысль. Какой бы пост человек не занимал в Церкви, какой бы властью не обладал, он всего лишь один из служителей Христовых. Он всего лишь человек. А потому жизнь каждого верующего должна вращаться во вокруг Спасителя, а не вокруг одного из Его учеников, пусть и самого выдающегося.
Цепочка этих рассуждений приводит апостола Павла к теме осуждения. Он видит много лицеприятия в поступке коринфян. Из послания мы знаем, что разделение на партии в коринфской общине сопровождалось слухами, клеветой и взаимной неприязнью. Поэтому Павел и говорит, что своим поступком коринфяне вынесли суд о своих собратьях. Одного они сделали чрезмерно привлекательным в своих глазах, двух других — недостойными. Одного возвели на пьедестал ради своих амбиций, репутацию двух других старались опорочить. Коринфяне осудили своих собратьев. Они взяли на себя функции Бога, Которому одному известны сердечные намерения человека и Который один имеет право сказать о каждом из нас последнее слово.
Итак, важную духовную истину нам сегодня открывает Писание. Человек, который отворачивается от Бога, неизбежно стремится поставить на Его место что-то другое. Часто случается так, что мы начинаем чрезмерно много внимания уделять людям. Мы эмоционально вовлекаемся друг в друга. Вовлекаемся до одержимостей. Причём как со знаком плюс, так и минус. Одних мы возводим на пьедестал, других обесцениваем. Однако проходит время, меняются обстоятельства, меняется наше отношение. Мы разочаровываемся в тех, кто у нас был в фаворе. И открываем для себя привлекательные черты в тех, кого раньше считали своими недругами. Адекватно и окончательно оценить человека мы не в силах. На это способен лишь Господь. Поэтому единственный способ избежать осуждения — поставить в центр своей жизни не человека, а Бога. Все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно посвящать Ему. Искать Его волю, исполнять Его заповеди. Лишь в этом случае со временем мы начнём видеть, что, как говорит псалмопевец Давид, «всяк человек ложь». То есть люди, которые нас окружают, несовершенны. Подобно нам, они потеряли и пытаются найти Своего Небесного Отца. И единственное, что мы можем для них сделать, — научиться поддерживать их на этом пути. При необходимости оказать им милость, любовь и снисхождение. Без всякого осуждения поддержать их добрым словом, помочь делом. Как помогли бы маленькому ребёнку, который плачет и хочет вернуться к своим родителям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Не Ты ли Тот, Которому надлежит прийти?»
Не Ты ли Тот, Которому надлежит прийти? Вопрошают сыновья земли, рождённого от девы твоей, душа моя.
А рождённый от девы, светится светом утренним среди сыновей земли, мрачных будто дни угасшие.
Пламенные Серафимы сияют в очах его, Премудрые Херувимы хранят уста его; Царственные Престолы держат стан его. И одного Его увидев в величии предводителя воинств, но без воинств земных, всякий разумный поймёт, что пред ним предводитель страшных и бесчисленных небесных сил.
И вот, окружённый воинством ангельским, вождь твой, душа моя, отверзает уста и глаголет:
«Воистину, Аз есмь тот, кого ожидаете, и другого не ждите. Если ищете путь, Аз есмь Путь».
Аз есмь грядущее ваше от ныне и до конца времён. Все благо, ожидаемое вами от грядущего — во мне. Ваше завтра сегодня во мне исполнилось. И ни один из дней предстоящих, не принесет вам того, что Я принёс. Се, Аз есмь день без начала и конца. Аз есмь ризница будущего и Аз есмь путь к ризнице.
Все пророки ко мне путь указывали. Во Мне завершаются и исчезают все пути пророческие. Отныне только Я — путь, ибо все пути вне меня — блуждания. Словно потоки многие, в одну реку впадающие, теряют при впадении свой путь, так и пророки в меня влились, и отныне течение жизни Я определяю. Кто пойдёт дальше по пути пророков, тот пойдёт путём несуществующим и разобьётся.
Пророки приходили, чтобы указать путь; и вот Я пришёл и теперь Я — путь.
Кто хочет следовать за Мной, тот не может одними ногами идти, но всей душой своей, всем сердцем, всем разумом своим должен за Мной следовать.
Путь Мой долог, и падёт от усталости, надеющийся лишь на силу ног своих.
Когда дети желают успеть за старшими, должны они отказаться от хождения своими ногами и сесть на плечи старшего.
Кто хочет успеть за мной, должен отказаться от своих ног, сердца своего, души своей, разума своего. Того, кто своего отвержется, Я понесу на плечах Своих, в сердце Своём, Своей душе, в Своём разуме. И не будет он Мне ношей тяжёлой, и Я не стану досаждением ему. Не отрекшемуся же от всего, не догнать Меня и не остановить Меня в пути моём.
Я есмь путь, идущий путём Моим — не один идёт, но со Мной. Пророки показывали путь тот или иной, ибо не были путём. Я же не указываю путей многих, и никого из своих отпустить не могу, чтобы без Меня шли. Кто хочет идти путём Моим — того я на Себе понесу.
И вновь говорю вам: «Я — вами чаемое грядущее и путь в грядущее. Без Меня вам не найти пути, без Меня не дождаться вам грядущего. Богоносный Сыне, помилуй нас и за Собою поведи».
Потрудиться в Николо-Сольбинском монастыре
Древний Николо-Сольбинский женский монастырь, основанный в начале XVI века, находится в Ярославской области. Располагается он в живописном месте под названием Сольба. Со всех сторон монастырь окружён лесом. История у этой обители непростая — два раза её разоряли — сперва в смутное время, а затем после революции 1917 года. Но сегодня монастырь процветает. На территории действуют 12 храмов, медицинский центр, православный колледж, школа и детский сад. Есть служба милосердия, которая помогает пожилым людям, инвалидам и бедным семьям в окрестных глухих деревнях.
Посмотреть на восстановленный древний монастырь, помолиться и потрудиться в его стенах приезжают люди со всей России и даже из других стран. Некоторые остаются тут надолго.
Однажды жительница Германии, Татьяна, увидела у своей знакомой на страничке в социальной сети фотографии и видео из Николо-Сольбинского монастыря в Ярославской области. Красота и особая атмосфера здешних мест побудили женщину изучить историю обители, а затем приехать и познакомиться с ней вживую.
Оказавшись в монастыре, Татьяна ощутила небывалое спокойствие и радость, словно вернулась домой. Женщина молилась на службах, помогала сёстрам в повседневных заботах, побывала в местных художественных мастерских. Татьяне настолько полюбилась обитель, что теперь она хочет здесь жить и работать.
В Николо-Сольбинском женском монастыре всегда рады гостям и тем, кто желает потрудиться. А ещё здесь нужны постоянные сотрудники. Узнать больше о монастыре и о том, как до него добраться можно на сайте: https://solba.ru/ и социальных сетях обители.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов