
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что мешает современному человеку стать настоящим христианином, подобно первым ученикам Иисуса Христа? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Проповедь о Христе, которая прозвучала в древнем мире, многими была принята враждебно. Ведь в центре этой проповеди был образ распятого Бога. Как говорит сегодня апостол Павел, для набожных иудеев это было соблазном, а для эллинов, то есть для философски образованных язычников, выглядело чистым безумием. И тому были веские причины.
Для иудеев было немыслимо, чтобы Мессия окончил Свою жизнь на кресте. Для них всякий, кто умер подобным образом, был проклят. Это явный знак того, что Бог отвернулся от человека. Образ страдающего Спасителя подрывал в основе все их религиозные представления. Слишком многое пришлось бы менять. Для эллинов было немыслимо уже то, что Бог может чувствовать. Не только страдать, но и радоваться для божественной природы несвойственно. Абсолют — это Дух. И Он никогда не соединится с материей, которая в философской традиции рассматривалась как скверна. А потому Евангелия для них было мифом. Воплощение и, тем более, Крест — выдумкой. Слишком сильно это событие нарушало мыслимые законы этого мира.
Иными словами, то, что говорили апостолы, входило в резкое противоречие с теми интеллектуальными и религиозными представлениями, которые были общепринятыми в древнем социуме. Христианство словно нарушало те правила, которым человека с детства учили дома и в школе. Принять христианство — бросить вызов той культуре, в которой ты вырос. Для древнего человека, который не мыслил себя вне традиции, это было поистине безумие.
Изменилось ли что-то со временем? Видимым образом, да. Для современного человека то, о чём говорит Евангелие, уже не выглядит безумно. Ведь именно Евангелие во многом сформировало европейскую культуру. А потому даже те люди, которые не считают себя христианами, с детства привыкли ко многим истинам, которые провозглашает Новый Завет. Ну, например, смерть — это только начало и за Голгофой будет Пасха. Или: Бог — это жертвенная любовь. Или: нет выше подвига, чем отдать свою жизнь за ближних. Или: закон любви, милости и прощения выше и совершеннее закона справедливого воздания. Всё это мы впитываем с детства. Читаем в книгах, слышим от учителей и духовных наставников. Мы принимаем это за самоочевидные истины. Они для нас также естественны как тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца. Это уже не безумие. И мы сами учим этому наших детей.
Однако, когда речь заходит о том, чтобы исполнить эти евангельские истины на практике, в своём быту, в межличностных отношениях, даже для церковных людей христианство становится чуждым и непонятным. Как можно молится за того, кто меня проклинает и унижает? Как можно прощать своему заклятому врагу? Как можно идти и первому мириться со своим соперником, если он объективно несправедлив и продолжает делать мне гадости? Как можно уступить человеку то, что по праву принадлежит мне? Всё это небезопасно, а порой и унизительно. Всё это грозит потерей душевного покоя, материального благополучия. Всё это какая-то житейски легковесная и непродуманная линия поведения.
А потому возникает парадоксальная ситуация. На уровне культурного обычая мы христиане, порой даже церковные, а на личном уровне всё ещё продолжаем считать христианство безумием. Подобно древним язычникам мы исполнены страха потерять своё. Мы слишком заботимся о том, как бы не продешевить, как бы подороже себя продать, как бы достичь своих корыстных целей и при этом остаться на коне. В этом и есть наша мудрость.
Сегодня апостол Павел призывает нас не бояться и начать воспитывать в себе навык шагать навстречу своим страхам. Приучить себя на ежедневной основе исполнять евангельские заповеди. Совершать конкретные поступки, в конкретных ситуациях. Путь страшно. Пусть не всегда понятно. Пусть это выглядит безумным. Лишь так мы сможем приобрести тот духовный опыт, ту подлинную мудрость, которые и делают нас настоящими учениками Христа Спасителя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О бережном отношении к русскому языку

Сегодня 6 июня. День русского языка.
О бережном отношении к русскому языку — протоиерей Артемий Владимиров.
По отношению к языку, к живому слову, к собственной речи мы можем судить о духовно-нравственном развитии личности, как будто получаем возможность заглянуть в сокровищницу человеческого сердца и либо ужаснуться хаосу, который там царствует, либо с радостью убедиться в том, что слово имеет способность очищать, просвещать, окрылять, вдохновлять человека. Именно посредством слова мы воздаём славу Творцу.
Русский литературный язык — это действительно кладезь. Осваивая его в памятниках письменности, вживляя в собственное сердце навык общения на русском языке, мы, сами того не ведая, становимся каналами, проводниками, по которым струится живая вода правды, чести, добра, любви, света, красоты.
О, русский язык, мы не дадим тебя в обиду! Вместе с Иваном Сергеевичем Тургеневым, а ещё прежде с Александром Сергеевичем Пушкиным, будем любить тебя, лелеять тебя и с твоей помощью ограждать себя и ближних от растления. И пусть наше слово будет чисто, честно, просто и прекрасно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О духовном пути Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 6 июня. Пушкинский день в России.
О духовном пути русского поэта Александра Пушкина — протоиерей Михаил Самохин.
Всякий гений жив и многогранен. И творчество гения отражает эти качества натуры в полной мере.
Конечно, Александр Сергеевич не духовный писатель. Его отношение к вере и отношения с Богом были лишь частью его творчества. Однако и эта часть иллюстрирует то, что и в жизни гения было то же, что и в жизни многих из нас: путь от тьмы к свету, от неверия к вере, от безбожия к Богу.
Одной из ярких страниц духовных поисков поэта мы считаем стихотворную полемику с митрополитом Филаретом Дроздовым. «Дар напрасный, дар случайный», — написал Пушкин о жизни в минуты сомнений. Но мы же знаем, что, выйдя с последней исповеди поэта, пожилой священник, который её принимал, сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой. Я видел много слёзных признаний. Эта душа перед Богом чиста и искренна».
На пути Пушкина к Богу были яркие строки парафраза молитвы преподобного Ефрема Сирина, глубокие образы сказок Александра Сергеевича, зрелые характеры героев в его «Капитанской дочке». Как и каждый человек, он ошибался, признавал свои ошибки и отрекался от них. Но главное, как и каждый из нас, он стремился идти к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема