
Фото: Simoné Stander / Unsplash
— Андрюша, подумать только — мы с тобой в Сибири, в Государственном художественном музее Югры! За каким же очередным шедевром мы забрались в такую даль? Наверняка здесь есть картина, которую ты особенно хотел бы увидеть?
— Действительно, Аллочка, есть такая. Ты слышала что-нибудь о полотне художника Николая Дубовского «Родина»?
— Признаюсь честно — нет. Не только о картине, но даже и о художнике таком я слышу впервые.
— Да, так уж вышло, что Николай Никанорович Дубовской был незаслуженно забыт. Между тем, коллега живописца Илья Репин называл его талант «великолепным и могущественным». А многие товарищи по Обществу художников-передвижников даже считали, что полотна Дубовского превосходят по силе и выразительности работы признанного гения пейзажа Левитана. Да ты сейчас и сама всё увидишь. Вот она, перед нами — картина Николая Дубовского «Родина»
— Какая красота! У меня дух захватывает!
— А я на мгновение даже забыл, что стою перед картиной. Показалось — смотрю в окно. А там — бескрайний простор, зелень лугов, высокое небо и тучи, проливающие на землю благодатный дождь.
— Дождь при свете солнца! Такой, кажется, называют грибным! Смотри, Андрей, как потрясающе красиво освещён берег реки и крошечная деревушка в низине. Видны приземистые домики, крытые соломой. И белая церковь с зелёными куполами. Свет кажется таким уютным и согревающим на фоне огромного тёмного неба.
— Небо — любимая тема Николая Дубовского. Ещё мальчишкой он часто забирался с карандашами и бумагой на крышу родительского дома и рисовал облака. Особняк Дубовских стоял на склоне холма. С него была хорошо видна река и бескрайняя степь. И над всем этим — бездонные небеса...
— Андрей, а ведь всё это мы как раз и видим на картине! Вероятно, она неспроста называется «Родина»? Быть может, Дубовской и запечатлел здесь тот самый вид из родного окна? Присмотрись: панорама написана как будто с небольшого возвышения — может быть, с того самого холма, на котором стоял отчий дом художника?
— Какая любопытная догадка! Николай Никанорович родился и вырос в Новочеркасске. Тогда, в середине 19 века, это был совсем молодой город. Отсутствовала плотная застройка. Так что с холма, на котором стоял дом Дубовских, вполне можно было созерцать окрестные сёла и станицы.
— А когда был написана картина «Родина»?
— Эта — в 1892 году. Позже, в 1905-м, живописец создаст ещё одно полотно с таким же названием и похожим сюжетом. Вероятнее всего, обе картины художник писал по памяти, потому что в это время уже жил в Петербурге.
— Воспоминания явно были очень светлыми. Мне кажется, глядя на этот холст, я могу почувствовать настроение, с которым художник писал картину. Радость, любовь к родному уголку, может быть, немного светлой ностальгической грусти.
— А ведь Дубовского как раз и называли одним из основоположников так называемого пейзажа настроения. Художника волновала прежде всего не точность воспроизведения, а создание особого внутреннего мира пейзажа. Чтобы зритель не только глазами, но и душой прочувствовал глубокую связь человека с природой, величие и красоту мира, созданного Творцом.
— Глядя на такое небо, просто невозможно всего этого не ощутить.
— Согласен с тобой, Аллочка. Николай Дубовской очень тонко передал в своей картине связь земного и небесного. Мне кажется, что эта связь заложена даже в её названии — «Родина». Родное место на земле и вечное, Небесное отечество.
— Так или иначе, на меня полотно действует успокаивающе. Оно как будто говорит: пусть порой в нашей жизни льёт дождь, рано или поздно сквозь тёмное небо обязательно пробьётся солнце и осветит всё вокруг.
Картину Николая Дубовского «Родина» можно увидеть в Государственном художественном музее Югры.
Все выпуски программы: Краски России
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема