— Андрюша, подумать только — мы с тобой в Сибири, в Государственном художественном музее Югры! За каким же очередным шедевром мы забрались в такую даль? Наверняка здесь есть картина, которую ты особенно хотел бы увидеть?
— Действительно, Аллочка, есть такая. Ты слышала что-нибудь о полотне художника Николая Дубовского «Родина»?
— Признаюсь честно — нет. Не только о картине, но даже и о художнике таком я слышу впервые.
— Да, так уж вышло, что Николай Никанорович Дубовской был незаслуженно забыт. Между тем, коллега живописца Илья Репин называл его талант «великолепным и могущественным». А многие товарищи по Обществу художников-передвижников даже считали, что полотна Дубовского превосходят по силе и выразительности работы признанного гения пейзажа Левитана. Да ты сейчас и сама всё увидишь. Вот она, перед нами — картина Николая Дубовского «Родина»
— Какая красота! У меня дух захватывает!
— А я на мгновение даже забыл, что стою перед картиной. Показалось — смотрю в окно. А там — бескрайний простор, зелень лугов, высокое небо и тучи, проливающие на землю благодатный дождь.
— Дождь при свете солнца! Такой, кажется, называют грибным! Смотри, Андрей, как потрясающе красиво освещён берег реки и крошечная деревушка в низине. Видны приземистые домики, крытые соломой. И белая церковь с зелёными куполами. Свет кажется таким уютным и согревающим на фоне огромного тёмного неба.
— Небо — любимая тема Николая Дубовского. Ещё мальчишкой он часто забирался с карандашами и бумагой на крышу родительского дома и рисовал облака. Особняк Дубовских стоял на склоне холма. С него была хорошо видна река и бескрайняя степь. И над всем этим — бездонные небеса...
— Андрей, а ведь всё это мы как раз и видим на картине! Вероятно, она неспроста называется «Родина»? Быть может, Дубовской и запечатлел здесь тот самый вид из родного окна? Присмотрись: панорама написана как будто с небольшого возвышения — может быть, с того самого холма, на котором стоял отчий дом художника?
— Какая любопытная догадка! Николай Никанорович родился и вырос в Новочеркасске. Тогда, в середине 19 века, это был совсем молодой город. Отсутствовала плотная застройка. Так что с холма, на котором стоял дом Дубовских, вполне можно было созерцать окрестные сёла и станицы.
— А когда был написана картина «Родина»?
— Эта — в 1892 году. Позже, в 1905-м, живописец создаст ещё одно полотно с таким же названием и похожим сюжетом. Вероятнее всего, обе картины художник писал по памяти, потому что в это время уже жил в Петербурге.
— Воспоминания явно были очень светлыми. Мне кажется, глядя на этот холст, я могу почувствовать настроение, с которым художник писал картину. Радость, любовь к родному уголку, может быть, немного светлой ностальгической грусти.
— А ведь Дубовского как раз и называли одним из основоположников так называемого пейзажа настроения. Художника волновала прежде всего не точность воспроизведения, а создание особого внутреннего мира пейзажа. Чтобы зритель не только глазами, но и душой прочувствовал глубокую связь человека с природой, величие и красоту мира, созданного Творцом.
— Глядя на такое небо, просто невозможно всего этого не ощутить.
— Согласен с тобой, Аллочка. Николай Дубовской очень тонко передал в своей картине связь земного и небесного. Мне кажется, что эта связь заложена даже в её названии — «Родина». Родное место на земле и вечное, Небесное отечество.
— Так или иначе, на меня полотно действует успокаивающе. Оно как будто говорит: пусть порой в нашей жизни льёт дождь, рано или поздно сквозь тёмное небо обязательно пробьётся солнце и осветит всё вокруг.
Картину Николая Дубовского «Родина» можно увидеть в Государственном художественном музее Югры.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России