
Наталья Сазонова
В самом начале своего воцерковления я много читала о смирении, но сути не понимала. Мне всегда хотелось встретить человека, который бы стал живым примером христианского смирения. И однажды в моей жизни произошла такая встреча.
В девяностых мой духовник руководил восстановлением одного из скитов Троице -Сергиевой Лавры. Постоянного хора в храме тогда ещё не было. И мы, студентки регентской школы, по возможности приезжали помогать ему за богослужением.
Помню, шла вечерняя служба. На клиросе нас трое — все с первого курса, начинающие певчие. Пение совсем не ладилось. То тон дан не правильно, то мимо нот спели. Кто понижал, кто завышал. Просто беда — переживала я.
Тут к нашему клиросу подошёл пожилой человек небольшого роста, в роговых очках. Он поздоровался кивком головы с регентом, а та, приветливо улыбнувшись, пригласила его петь с нами. Я поняла, что они знакомы.
Как только он запел, стало ясно, что это профессионал. Мы легко и быстро к нему подстроились и пение наладилось. Пока шла служба, мы еще не раз ошибались, терялись, но мужчина нас подбадривал, настраивал своим голосом, как камертоном.
Я мысленно была ему благодарна. Что бы мы без него делали?! Но по окончании богослужения, он сам поблагодарил нас за совместное пение, тихо попрощался и ушёл.
А на следующее утро приехали девочки уже с третьего курса. Пели слаженно, благозвучно. Служба шла своим чередом. И тут, для чтения апостольского послания, из алтаря вышел вчерашний незнакомец. Прошёл на середину храма, с благоговением открыл книгу и начал читать.
Голос звучал негромко. Читал он неторопливо, чётко и с такой убеждённостью, что заставлял вслушиваться и вдумываться в каждое слово. Он, словно проводник, доводил важный смысл читаемого до моего сердца.
Потом я увидела, как тепло и с почтением батюшка прощался с ним после службы на ступеньках храма. Спросила у наших хористов об этом человеке.
— Так это же Сергей Зосимович Трубачёв! Церковный композитор, дирижёр, педагог. Это его произведения мы исполняли на службе, делая ошибки.
Я была поражена! Сергей Зосимович не сделал нам ни единого замечания! Без всякого раздражения, терпеливо, с любовью, он покрывал наше неумение, помогая учиться тому делу, в котором был сам высоким профессионалом.
И тогда я поняла, что Господь послал такую нужную для меня встречу!
Сергей Зосимович Трубачёв стал для меня навсегда примером христианского смирения. Тем самым долгожданным примером!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема