Популярная ныне тема — про детские травмы. Конечно, это правда, травмы правда бывают, но вот одна православная психолог сказала: «Не надо говорить "травма", надо говорить "задача"...».
В формате задачи решила подумать о своем совсем не безоблачном детстве. Я нечасто видела маму, воспитывали меня бабушка и дедушка. Одно время родители даже улетели работать на остров Сахалин: наделали по молодости долгов, обустраивая гнездо, а на Сахалине были большие зарплаты. Но! Таких любящих бабушку и дедушку — еще поискать!
Помню все: их колыбельные, как бабушка часами читала мне книжки, как дед смастерил мне ширму со створками для театра кукол, как не разрешалось ему каждый день покупать мне игрушки — только в пятницу. Счастливое мое ожидание пятницы — и сияющее лицо деда с игрушкой. Как бабушка помогала мне сделать уроки, чтоб я успела погулять с соседкой Лелей.
Я мечтала иметь собаку ньюфаундленда, но папа принес беспородную белую крошку, помесь болонки, он нашел ее где-то, брошенку. Травма?
А потом родители расстались. Я этого тогда даже не поняла! Мама жила со мной и бабушкой, мы вместе ездили на море. Ведь в ее напряженной работе тоже случался отпуск! C папой у меня были свидания в кафе, прогулки, мы вместе ходили на выставки, и он так умел рассказать про картины. Такое небольшое замечание о технике, о свете — и сразу картина входила в сердце, становилась понятной. Папа встречал меня с электрички с вечернего отделения журфака. Все это время я знала, что любовь никогда не перестает. Что по юности и по горячности они ранили друг друга и разлетелись в разные стороны, но самое лучшее, как они говорили мне, что у них есть — это я.
Когда я стала уже мамой с тремя взрослеющими детьми, мой папа приезжал к нам и привозил портфель со своими стихами. Дети всегда собирались на этот ужин, я готовила вкусное, никто не пропускал приезда дедушки, все бросали все свои дела. Папа доставал папку и начинал читать свежие стихи. Но в процессе начинал себя критиковать, говорить «вот тут надо переписать, а это затянуто», в результате мы ничего не получали в полном объеме, и начинали хихикать.
Папа посвящал мне много стихов. Я плакала иногда о его разлуке с мамой. Я навещала папу, еще не очень старого, когда он сгорал от рака, лежал худенький на постели и сиял мне глазами. Мама так растерялась, когда он ушел. Звонила мне и говорила: «Ну как нелепо рано ушел твой отец!..» И через месяц ушла за ним. Ушли друг за другом.
А, вот еще одна травма! Мама была иногда очень резкой и требовательной. И я никогда не хотела быть на нее похожей. Много позже я поняла, как здорово, что у нее такой боевой характер, как много она помогла мне этим в жизни, как часто могла подставить свое не по-женски крепкое плечо...
Помню эпизод, мы гуляем с нашей мелкой собакой, ночью. С мамой. Я подросток. По улице идет подвыпившая компания, они приближаются к нам с мамой, и я чувствую, что оттуда исходит опасность. «Сейчас я тебя съем!» — вдруг делает в мою сторону выпад один из них. И тут — голос мамы, басом, на такой ноте, как — помните? — в мультике у Багиры, когда она защищала Маугли: не помню точно ее слов, но что-то такое запредельно угрожающее было в этом голосе, что вся компания растворяется в темноте... странное было время, опасное, надо было защищать себя и своих птенцов.
Видите сколько травм — если говорить языком поверхностной психологии. А на самом деле — у меня было счастливое детство, в котором было море любви. Нет, океан! И не надо рассказывать мне про мои детские травмы. Они утонули в этом море любви — и благодарности Богу за это море...
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.