Популярная ныне тема — про детские травмы. Конечно, это правда, травмы правда бывают, но вот одна православная психолог сказала: «Не надо говорить "травма", надо говорить "задача"...».
В формате задачи решила подумать о своем совсем не безоблачном детстве. Я нечасто видела маму, воспитывали меня бабушка и дедушка. Одно время родители даже улетели работать на остров Сахалин: наделали по молодости долгов, обустраивая гнездо, а на Сахалине были большие зарплаты. Но! Таких любящих бабушку и дедушку — еще поискать!
Помню все: их колыбельные, как бабушка часами читала мне книжки, как дед смастерил мне ширму со створками для театра кукол, как не разрешалось ему каждый день покупать мне игрушки — только в пятницу. Счастливое мое ожидание пятницы — и сияющее лицо деда с игрушкой. Как бабушка помогала мне сделать уроки, чтоб я успела погулять с соседкой Лелей.
Я мечтала иметь собаку ньюфаундленда, но папа принес беспородную белую крошку, помесь болонки, он нашел ее где-то, брошенку. Травма?
А потом родители расстались. Я этого тогда даже не поняла! Мама жила со мной и бабушкой, мы вместе ездили на море. Ведь в ее напряженной работе тоже случался отпуск! C папой у меня были свидания в кафе, прогулки, мы вместе ходили на выставки, и он так умел рассказать про картины. Такое небольшое замечание о технике, о свете — и сразу картина входила в сердце, становилась понятной. Папа встречал меня с электрички с вечернего отделения журфака. Все это время я знала, что любовь никогда не перестает. Что по юности и по горячности они ранили друг друга и разлетелись в разные стороны, но самое лучшее, как они говорили мне, что у них есть — это я.
Когда я стала уже мамой с тремя взрослеющими детьми, мой папа приезжал к нам и привозил портфель со своими стихами. Дети всегда собирались на этот ужин, я готовила вкусное, никто не пропускал приезда дедушки, все бросали все свои дела. Папа доставал папку и начинал читать свежие стихи. Но в процессе начинал себя критиковать, говорить «вот тут надо переписать, а это затянуто», в результате мы ничего не получали в полном объеме, и начинали хихикать.
Папа посвящал мне много стихов. Я плакала иногда о его разлуке с мамой. Я навещала папу, еще не очень старого, когда он сгорал от рака, лежал худенький на постели и сиял мне глазами. Мама так растерялась, когда он ушел. Звонила мне и говорила: «Ну как нелепо рано ушел твой отец!..» И через месяц ушла за ним. Ушли друг за другом.
А, вот еще одна травма! Мама была иногда очень резкой и требовательной. И я никогда не хотела быть на нее похожей. Много позже я поняла, как здорово, что у нее такой боевой характер, как много она помогла мне этим в жизни, как часто могла подставить свое не по-женски крепкое плечо...
Помню эпизод, мы гуляем с нашей мелкой собакой, ночью. С мамой. Я подросток. По улице идет подвыпившая компания, они приближаются к нам с мамой, и я чувствую, что оттуда исходит опасность. «Сейчас я тебя съем!» — вдруг делает в мою сторону выпад один из них. И тут — голос мамы, басом, на такой ноте, как — помните? — в мультике у Багиры, когда она защищала Маугли: не помню точно ее слов, но что-то такое запредельно угрожающее было в этом голосе, что вся компания растворяется в темноте... странное было время, опасное, надо было защищать себя и своих птенцов.
Видите сколько травм — если говорить языком поверхностной психологии. А на самом деле — у меня было счастливое детство, в котором было море любви. Нет, океан! И не надо рассказывать мне про мои детские травмы. Они утонули в этом море любви — и благодарности Богу за это море...
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Татарский вал. Тамбов
Если выехать из Тамбова в западном направлении по трассе М-4 «Дон», то буквально через несколько километров, среди полей и чернозёма, по обе стороны дороги можно заметить довольно высокий, протянувшийся вдаль земляной гребень. Летом он густо порастает травами, а зимой засыпан снегами, так что его вполне можно принять за некую особенность природного ландшафта. Однако гребень этот рукотворный. И появился он у границ Тамбова ещё в 17 столетии, а точнее — в 1647-м году. Это древнее оборонительное сооружение, памятник истории и археологии регионального значения — «Тамбовский вал». Так он называется официально. Однако в народе за ним прочно закрепилось другое название — «Татарский вал».
Вал проходил у стен крепости, основанной в 1636 году как часть знаменитой Белгородской засечной черты — линии укреплений на южных рубежах Русского царства, которая служила защитой от набегов крымско-ногайских и калмыцких кочевников. Несмотря на то, что Ордынское иго к тому времени давно уже было сброшено, осколки Орды продолжали существовать и периодически доставляли Руси немало проблем. Они совершали набеги на мирные города и сёла, грабили дома, жгли посевы, уводили в плен людей, а потом продавали их в рабство туркам-османам.
В 1647-м году по прямому указанию царя Алексея Михайловича тамбовский участок Засечной начали укреплять трапециевидным земляным валом — с крутыми откосами, башнями и частоколом. Первоначальная его протяжённость составляла примерно 50 километров, а высота — около пяти-шести метров. Этого было достаточно, чтобы конница кочевников не смогла преодолеть препятствие. За столетия Татарский вал значительно просел, да и в длину сократился — уцелело всего около 15-ти километров. И всё равно, когда находишься рядом с ним, легко ощутить всю грандиозность сооружения. А если прогуляться вдоль вала, то в некоторых местах можно увидеть земляные выступы — на них были расположены деревянные дозорные башни. Руководил строительством вала царский воевода и государственный деятель Иван Иванович Ромодановский. А возводили вал служилые люди, то есть, военные, в основном — казаки из городов Шацка и Ряжска. Насыпали вручную — можно только представить, какое непростое это было дело. На одном из участков вала сегодня установлен поклонный православный крест и памятная табличка — знак благодарности древним строителям от современных тамбовчан.
Существует предположение, что и самим названием своим город Тамбов обязан Татарскому валу. Ведь кочевники упорно пытались штурмовать укрепление. Однако у них ничего не получалось. Согласно старинной городской легенде, после одного из таких изнурительных и неудачных штурмов, кочевники решили, что сам Всевышний защищает крепость. Они крикнули: «Там Бог!». А чтобы услышали казаки на дозорных башнях, произнесли эти слова на ломанном русском. Поэтому получилось — «Там Бов». Как бы то ни было, Татарский вал и сегодня возвышается среди полей Тамбовщины — молчаливый очевидец глубокой старины, когда обретало свои черты, поднималось и крепло великое Русское государство.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Силуан Афонский. Цитата 1
Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна.
17 ноября. О том, как правильно молиться о наследственных делах

В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова, обращённые ко Христу: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство».
О том, как правильно молиться о наследственных делах — протоиерей Илья Кочуров.
Мы можем молиться Богу и просить Его и о наших повседневных нуждах. Во время богослужения мы молимся и о благорастворении воздухов, и о изобилии плодов земных. Наследство, которое получает человек, тоже является неким земным благом. И если оно используется на благо, то оно является само по себе тоже благом.
Конечно, можно молиться и о наследственных делах, если речь идёт о том, что человек просит Господа, чтобы ему помочь избежать или как-то перенести с небольшой потерей духовной и материальной какие-то наследственные издержки. Если же речь идёт о том, что человек хочет отнять у кого-то наследство, или вырвать у кого-то, или там устроить какой-то ненормальный делёж, то, конечно, о таких, скажем, неблаговидных нравственных деяниях мы, конечно, не молимся.
Мы молимся так: «Да будет воля Твоя». И если Господь подаёт человеку какое-то благо, а чаще всего наследство — это что-то такое, что человек сам не заработал, то это надо принимать с благодарностью, использовать его в том числе и на дела милосердия, на благоукрашение храмов, на помощь ближним.
И вот в таком случае, если всё это идёт именно благим путём, конечно, мы можем просить Господа о том, чтобы Он помог и благословил это деяние.
Все выпуски программы Актуальная тема







