Первая моя студенческая новогодняя ночь осталась в памяти ярким пятном. Большой компанией покинули мы общежитие и отправились в самый центр города, тогда ещё Свердловска, мороз трещал — минус сорок два! — а мы были весёлые и какие-то залихватские. Мы взобрались на высокий деревянный помост у огромной ёлки и дружно пели песни, так слаженно и вдохновенно, что к нам даже подошли незнакомцы и поинтересовались: «Ребята, вы какая организация?» «Мы — факультет журналистики!» — радостно ответствовали мы, гордясь и собою, и жизнеутверждающим нашим репертуаром. Мы ощущали, что делимся весельем и всем вокруг от наших песен хорошо!
А потом вернулись в общежитие, и были танцы под мерцание гирлянд, ну и накрытые столы, конечно. Вот о столах, то есть о яствах, что на них располагались, нужно поподробнее. Времена в стране стояли, мягко говоря, не самые изобильные, и накануне в общежитии прошла стихийная студенческая планёрка: за каждое блюдо, даже за простую тёртую морковку с чесноком, был назначен ответственный — обеспечь! Я вызвалась раздобыть пельмени, но ничего не получилось: оббежала с доверенной мне суммой все пельменные города, и везде меня встретили пустые прилавки. О том, чтобы изготовить кушанье самой, речи быть не могло — не из чего. Но всё равно столы у нас ломились: салаты и соленья, присланные родителями, рыба, сладости — всего не перечислить!
Под утро общежитие затихло, однокурсники улеглись спать, одна лишь я отправилась на улицу — мне не терпелось позвонить на Дальний Восток, где уже наступил день, и рассказать маме, какой же чудесный праздник у нас получился. Я шла по абсолютно безлюдной улице в семь утра, падал снег — тихий, как в сказке, он ложился сплошным белым покрывалом. Переговорный пункт оказалось закрытым. На обратном пути я вдруг заметила цепочку свежих следов. Стало интересно: кто же ещё ходит первого января в такую рань да по морозу? Следы привели меня на крыльцо магазина «Продукты». У закрытых дверей растерянно топтался невысокий квадратный человек. Издали он именно квадратом и выглядел — по форме пальто. Тоненького пальто, не по сезону, с очень широкими плечами. В руке он держал тросточку. Я поняла: передо мной слепой. Помогла ему сойти со ступенек и указала направление к диетической столовой. Незнакомец объяснил, что хочет есть и намерен пойти в столовую, раз магазин закрыт. Он помнил — здесь где-то есть столовая...
Я вернулась в тёплую комнату, подруги мои крепко спали, а на длинном столе подсыхала неубранная еда. Вот картошка с луком жареным, вот морковка с чесноком... Блюда нехитрые, но это еда, и её много, а у того одинокого слепого человека в тонком пальто, поди, живот к позвоночнику прилипает — ведь столовая наверняка закрыта? Радость моя померкла: я очень сожалела, что не догадалась пригласить незнакомца к столу, и даже послевкусие от нашего стихийного концерта на площади как-то развеялось. Много ль толку от хороших песен, если бродит по замерзающему городу одинокий голодный человек?
Это случай остался досадной оскоминой в душе. Я рассказывала о нём священнику на исповеди, но много позже, когда стала регулярно ходить в храм. Стало легче, но из памяти не ушло, конечно. А ещё позже, лет через десять, я встретила этого человека посреди гуляющих людей на праздновании Дня города. Ошибиться я не могла. В темных очках, с тросточкой, он шёл рядом с очаровательной женщиной, оживлённо беседуя. Смотрю — и ведь опять одет не по погоде: на улице лето — а он в пальто. Всё в том же, чёрном, с огромными плечами.
Как же я обрадовалась этой мимолётной встрече! Он жив. Он не умер с голоду в тот новый год, не замёрз в одиночестве... Подумалось — Господь меня простил! И это ли не милость Божия ко мне?
Я выдохнула: «Слава Тебе, Господи!» — и пошла дальше.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов