Когда я поступала в университет, мне нравился один парень, очень красивый синеглазый брюнет — но это не главное. Главное, что стихи писал и на пианино играл. Я тоже играла... И нравилась ему тоже — весь период вступительных экзаменов мы с ним за ручку проходили, дети. А потом наступил первый курс, и я ему стихи свои показала, и ошеломила как-то нехорошо, сопернически. И ещё начала с другим поэтом- однокурсником дружить...
В общем, синеглазый красавец меня возненавидел. Нет, он не делал ничего. Просто сидел на задней парте. И смотрел, когда я вхожу в аудиторию. Или когда к доске меня вызывают. Спокойный такой ясный взгляд... на уничтожение.
А потом, на втором уже курсе, мне попалось случайно одно его стихотворение — не очень даже хорошее, даже слабоватое, он мог и лучше — там было что-то о бабочках в тихом осеннем свете, о бабочках, которые проснутся только весной. И вспомнилось вдруг, как шли мы вдоль реки, взявшись за руки, какое солнце было вечернее ласковое, и как он меня мазью однажды растирал — только шею, заболела вдруг, а у него — мазь... И смотрел тогда так пристально и по-доброму. Я вспомнила это так, будто всё происходит вот сейчас, а не когда-то во время вступительных, а на следующей день вновь вошла в аудиторию позже него. И к доске меня в то утро вызвали...
Но совсем уже не нужно было защищаться, наращивать невидимую непроницаемую броню из установок вроде «ну и пусть смотрит» или «мне всё равно». Потому что никто не выпускал уже с задней парты в мою сторону взгляды-стрелы с ядовитыми наконечниками. Может, и вообще не смотрел — какая разница, главное — я просто могла быть собой.
...А знаете, в чем смысл молитвы за ненавидящих нас? Смыслов много, но один из них вполне эгоистический. Вот чувствуешь ты, что человек очень тебя не любит, буквально до ненависти. Ну и тебе встречаться с ним не особенно приятно, разумеется... Но молись хотя бы о том, чтобы Бог его, неприятеля, вразумил самым лучшим для него способом и чтобы поставил на путь истинный. Или коротко — «Помилуй такого-то и меня грешную». На одну ступень себя ставишь с этим человеком пред Господом. Обоих помилуй, Ты ж нас обоих сотворил, а мы тут ругаемся, друг друга ненавидим, прости.
И ситуация удивительным образом поменяется. Потому что тот человек непостижимо как-то ощутит твою растущую доброжелательность. Ты его видеть не можешь, аж трясёт, — но глобально, по большому счету, ты ему желаешь добра. И это невозможно не почувствовать, поверьте. Отношения всегда взаимны, даже если их как бы нет — сидит человек на задней парте и за год тебе слова не сказал. Или даже вообще в другом городе находится, не видитесь. Но начинаешь желать ему добра — и всё, можешь снимать броню, отлетят от тебя стрелы, им выпущенные, не заденут. Да и стрелы ему выпускать в тебя станет неинтересно.
И не нужно будет тратить силы на защиту, на ответную ненависть даже. Гораздо лучше жить — благодарностью.
Да, а синеглазый красавец стал уникальным переводчиком с древнегреческого, и поэтом хорошим. Тогда, в годы учёбы, продолжения отношений у нас не было — не то что романа, даже приятельства не случилось, мы оказались в разных компаниях, а вскоре он перевёлся в другой вуз. Но недавно нашлись вдруг в интернете и очень друг другу обрадовались. Он даже в гости ко мне собирается... Неизвестно, помнится ли ему тот год молчания. В переписке мы об этом не говорим — прошло, как не было.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России