В моей жизни были годы образцового женского существования в патриархальной семье. Всё по отлаженной схеме, всё предсказуемо. Церковь по воскресеньям и православным праздником, кухня — каждый день, дети — круглые сутки и всегда. Муж вполне обеспечивал нас материально, но видела я его крайне эпизодически, так уж он работал. А я не работала. Хотя дел было невпроворот, ведь двое из троих детей часто и очень непросто болели, на нянь и воспитательниц надеяться не приходилось. Мои попытки выйти на работу в какую-либо редакцию оборачивались крахом — в доме сразу всё будто разваливалось, и я снова и снова осознавала, что именно дома я и нужна. Не работала по специальности, не писала никаких текстов вообще, даже не выходила в интернет. Читала детям хорошие книжки, ходила с ними гулять, варила вкусные супы, молилась сама и учила этому ребятишек. А ещё у нас жил целый кошачий прайд — сплошь из подобранных на улице несчастных котят, заботливо вылеченных и выращенных. И собака большая и умная, немецкая овчарка — её мы с сыном дрессировали по всем правилам, а девочки помогали. Сын занимался по системе семейного обучения, в школу приходил лишь экзамены сдавать, и мне пришлось стать ещё и педагогом-организатором... Каждый вечер я, уложив детей, засыпала мгновенно — на второй странице приготовленной заранее книжки. И засыпала спокойно. Потому что в жизни моей порядок, в доме чистота и красота, и день прожит не зря. Но это было скорее удовлетворение от проделанной работы, чем счастье каждого дня. Хотя маленькие радости, безусловно, присутствовали в избытке: то новый детский рисунок, то совместная лепка котлет под песенки-рифмовочки, то выздоровление очередного котёнка... И всё же!..
«Чего ж тебе не хватает?» — спросил меня как-то священник. Я выпалила, не раздумывая: «Отдачи!» И пояснила: заботится о своих детёнышах и животных, мне же хочется чего-то большего. Я же помню, как прекрасно идти домой после вечернего эфира и угадывать в случайных прохожих своих недавних слушателей, и быть полётно-счастливой от иллюзии (а может — и не иллюзии?), что я сделала этот мир хоть чуточку лучше. И ещё притчу о талантах вспомнила — не зарываю ли я в землю сокровище, данное свыше?
Священник помедлил и посоветовал просто принять свой образ жизни как данность. Но и запастись терпением — период кончится, начнётся иной. А если не начнётся — значит, так Богу надо, Ему виднее.
На следующий день я встретила у мусорных контейнеров соседа, с которым была знакома лишь шапочно. Пожилой человек, сухой, неулыбчивый, всегда очень опрятный, что-то внимательно выискивал взглядом среди отходов. И вдруг спросил, нет ли у меня пустых стеклянных банок. Их и надеялся найти... И разоткровенничался неожиданно. Оказалось, он немало в жизни повидал, технически обслуживал подводные лодки, дома бывал наездами — и всегда радовался варенью, что варила любимая жена. И вот жены не стало. Вдовец-подводник не в силах был смотреть на буйство будто осиротевшей дачной смородины, решил не отступать от традиции и наварить — как уж сможет — варенья сам. «В память о Люсе, понимаете? Мне кажется, так надо!» — добавил он. И я помчалась на свой десятый этаж за банками, которых у меня скопилось много, мешка два.
И — странное дело! — ко мне вернулось то самое полётное ощущение, что обычно бывает, когда пытаешься нести в мир доброе, чистое, светлое, когда хочется благодарить Бога за предоставленную возможность. Я и благодарила — за эту встречу, за то, что именно мне Господь доверил хоть немножко помочь одинокому человеку.
Банки эти — мелочь, конечно. И если б не я, сосед всё равно где-нибудь бы их приобрёл. Но по милости Своей Господь преподнёс мне урок: главный талант из всех возможных — умение любить. И делать дела любви. А уж как их делать, каким образом — это уже детали. Если есть горячее желание любить, нести в мир свет — Господь возможность предоставит.
Непременно! Ведь Он сам — Любовь.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.