
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Порой христианское вероучение предлагает человеку такие истины, принять которые наш ум категорически отказывается. Одна из таких — телесное воскресение мертвых. Существуют ли какие-то рациональные доказательства этого события? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15 главы 1 послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел полемизирует с теми, кто отрицает телесное воскресение мёртвых. Такие сомнения были распространены среди некоторых христиан коринфской общины. В пику этому мнению Павел приводит три аргумента.
Во-первых, он упоминает о довольно странной практике заместительного крещения. Это обычай, когда живой человек принимал крещение за умершего. Обряд совершался либо потому, что умерший не успел сам принять Таинство. Либо потому, что живой хотел как-то изменить его посмертную участь. Из истории христианства мы знаем, что во II веке такая практика была широко распространена среди некоторых сектантских групп. Церковь отвергла этот обычай, как предрассудок. Однако сегодня Павел использует его как аргумент. Он как бы говорит своим оппонентам: «у вас у самих есть обычай креститься за мертвого, но какой в нём смысл, если не будет телесного воскресения?»
Во-вторых, апостол обращается к своему личному опыту. Ссылается на произошедшее с ним в Ефесе. Мы не знаем, что в точности там произошло. Сам он упоминает о борьбе со зверями. Есть предание, что он действительно подобно гладиатору боролся с животными на арене ефесского цирка и чудом остался жив, звери не тронули его. Или же это метафора, которая указывает на то, что противники Павла напали на него в Ефесе с яростью хищников. Как бы то ни было, смысл аргумента следующий: вы прекрасно знаете о моем самоотверженном служении. Эта сила духа во мне именно из-за живой уверенности, что Бог воскресит меня телесно.
Наконец, в-третьих, Павел приводит всем хорошо знакомый и понятный образ зерна. Когда его бросают в землю, оно разлагается на элементы, умирает. Однако это для того, чтобы дать росток. Так и с человеком. Смерть телесная — это не путь в небытие. Это грандиозная трансформация, рождение в новую жизнь.
Посмотрим внимательно на эти три аргумента. Странный обычай, личный пример, поэтический образ. Даже с точки зрения античной науки доказательства ни ахти какие. Они очень эмоциональные. Все они апеллируют к личному опыту, а не к логике. Все их можно оспорить с позиции рассудка. Поэтому и говорит апостол Павел в другом месте этого же послания к Коринфянам: «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие». Христианство и его истины, подобные истине о воскресении мертвых, — невозможно выразить в виде стройной и внутренне непротиворечивой рациональной формы. Христианство нельзя свести к философско-богословской системе, которая дает исчерпывающие ответы на все вопросы. Христианство — это особая глубина переживания жизни. А жизнь невозможно втиснуть в прокрустово ложе ментальной схемы. Тем более если речь идет о жизни духовной. Подлинное христианство, которое проповедует апостол Павел, это опыт нахождения в Духе Святом. Его воздействие на сердце человека таково, что те вещи, которые раньше казались невозможными, становятся вполне реальными и даже ощутимыми. И порой, чтобы выразить эти истины слов недостаточно. Остаются лишь образы, личный опыт и тот пример, который мы подаем окружающим, проводя жизнь по заповедям Христова Евангелия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер