
Этим летом я был вожатым в приходском детском лагере в одной деревне Рязанской области. Я отвечал за небольшую команду детей, которым было по 10. Темой летнего выезда стали добрые дела.
В один из дней, у нашей команды было задание убрать мусор вдоль дороги от лагеря до кладбищенского храма. Батюшка, который духовно окормлял наш лагерь, дал наставление перед выходом. Сначала оно показалось загадочным. Звучало так:
«Смотрите, доброе дело часто бывает незапланированным, надо быть готовым его узнать и отдать ему приоритет». Мы пошли вдоль дороги, дети рассредоточились по разным участкам и относили мусор на свалку, и вот один из мальчиков кричит:
— Вааняя, тут крест! — мы с другим вожатым побежали на голос. Мальчик стоял около мусорного бака и смотрел на лежащий на земле деревянный намогильный крест. Подбежали и остальные дети.
— Вань, а почему люди выбросили крест? Мы ведь в храме его целуем, а он тут в мусорке.
Меня уколола эта детская непосредственность, и я сам не мог объяснить, почему так получается. Однако стало не по себе от вида, как в мусорном баке лежит символ моей веры. Пока я думал, второй вожатый вдруг предложил:
— Ребята, смотрите, на кресте нет никаких надписей, давайте сходим на кладбище и посмотрим, может там есть могила человека, за которой никто не ухаживает. Если найдём такую, то давайте поставим ему памятный крест, помянем его и помолимся.
Я внутри себя помолился, чтобы мы могли сделать доброе дело и обнаружить то место, где послужить своими силами.
Пока ходили по кладбищу, нам встретился пожилой мужчина, который мыл памятник. Мы поздоровались и спросили, не знает ли на этом кладбище одинокую могилу, за которой никто не ухаживает.
— Охохо, ребятки...есть одна. Когда я только вернулся из армии у нас старый сосед умер — Николай Ксенофонтович. Кажется, был 1976 год. Жил он одиноко: ни родни, ни детей у него не было. Собрались мы, молодые парни и похоронили его на этом кладбище. Дай Бог памяти, где это и было... А, пойдёмте, кажется, припомнил.
Он повёл чуть вглубь кладбища и остановился у берёзы. Там он показал нам заросший травой бугор, который можно было бы спутать с большой кочкой.
— Вот, тут. Тут покоится Николай Ксенофонтович. Помню, думал, как в жизни получается: никогда с ним не общались, а тут хороню его, как своего родного. Памятник тогда сделали сами, крестов вот не ставили, не по правильному тогда было. А сейчас ни памятника, ни могилы нет. Эх, покойся Николай Ксенофонтович.
Мальчик, который обнаружил крест, потянул меня за футболку — я наклонил к нему ухо и он прошептал:
— Давайте сюда отнесём крестик.
Видимо, он почувствовал, что это именно тот человек, которого послал нам Господь, чтобы мы могли сделать доброе дело.
Мы начали выдирать траву, которая наросла в этом месте плотным слоем. И обнаружили остатки памятника. Точно. Это старая могила. Она. Принесли крест, установили его, положили полевые цветы и написали маркером: Лифанов Николай Ксенофонтович.
Наш новый знакомый посмотрел на теперь уже ухоженную могилу и сказал:
— Слава Богу, теперь у Николая Ксенофонтовича появились близкие люди.
После такого дня я подумал, как радостно бывает доверять Богу своё желание сделать, что-то доброе. Христианское. Божье.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Присоединиться к «Добровольцам Ярославии» и помогать тем, кто попал в беду

Екатерина с мужем и дочкой живут в Ярославле. У Кати инвалидность: левая нога сильно короче правой. В основном она передвигается на инвалидной коляске, но в особых случаях может ходить, опираясь на трости. У супруга тоже проблемы со здоровьем. Однако дружная семья со многими заботами справляется самостоятельно. И только одна задача долгое время была им не по силам. Семья жила в старом пятиэтажном доме без лифта, на самом последнем этаже. Кате с трудом удавалось спускаться по лестнице, а потом подниматься обратно. Для этого она предпринимала колоссальные усилия. Супруги хотели продать квартиру и купить другую в доме, где есть доступная среда для людей с инвалидностью. Но подходящие для своего бюджета варианты найти не могли. В любом случае им пришлось бы доплачивать за новое жильё более миллиона рублей, а таких денег семье не накопить.
В надежде на любую помощь Екатерина обратилась в благотворительную организацию «Добровольцы Ярославии». Её сотрудники и волонтёры приходят на выручку жителям со всего региона в сложных ситуациях. С их поддержкой в жизни Кати и её семьи случились невероятные перемены: они обрели новое жильё. «Добровольцы Ярославии» подыскали доступный вариант, помогли с оформлением документов и нашли человека, который покрыл недостающую сумму.
Теперь Екатерина может сама заехать на инвалидной коляске в лифт, отправиться с дочкой на прогулку или в поликлинику, купить и довезти до дома продукты. Видео с Катей можно посмотреть в группе организации.
Благодаря «Добровольцам Ярославии» происходит множество добрых историй. И при желании вы можете стать их участником. О том, как помогать, узнайте на сайте организации «Добровольцы Ярославии».
Заполнить анкету волонтёра: https://dobrovolchestvo.ru/anketa/volonter
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
М.А. Булгаков «Записки юного врача». Екатерина Каликинская

У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о цикле рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и о его личном опыте служения военным и земским доктором.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Первая беседа с ректором литературного института имени Горького Алексеем Варламовым была посвящена судьбе и жизненному пути Булгакова.
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена повести «Собачье сердце».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Милосердие». Протоиерей Григорий Крыжановский

Гостем программы «Светлый вечер» стал протоиерей Григорий Крыжановский — духовник общины глухих храма Всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино.
Разговор был посвящён теме милосердия. В центре беседы — притча о самарянине: как увидеть страдающего, не пройти мимо и остаться рядом, даже если другой — чужой. Отец Григорий подчеркнул, что помощь — это не просто разовая поддержка, а способность быть включённым, не ожидая благодарности.
Он рассказал историю о своей матери, которая стала жертвой телефонного мошенничества. И несмотря на то, что её обманули, она поступила из любви — захотела помочь сыну. В программе поднималась тема, как не дать помощи превратиться в зависимость. Бывает, что человек держится за руку, и если её отпустить — обижается. Но, по словам отца Григория, иногда важно отпустить, как это делал Христос, отпуская учеников, или Серафим Саровский — келейников.
Этот выпуск — о том, как быть рядом, когда тяжело. И о том, как милость может стать началом настоящей жизни.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер